Соблюдение
правил дорожного движения является залогом личной безопасности и безопасного
движения окружающих. Пропаганда знания и соблюдения правил через внеклассные
мероприятия позволит заинтересовать и развить познавательную активность у
детей.
Цель:
·
повторить
основные правила дорожного движения, основные знаки запрета и разрешения;
- продолжить обучению
правилам ожидания транспорта на остановке, правилам
- поведения в
общественном транспорте, правилам входа и выхода из него;
- развивать
сообразительность, смекалку, внимание;
- воспитывать
культуру общения, уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: макет светофора,
плакаты, дорожные знаки, кроссворд для каждой команды, листы бумаги, ручки,
фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный
момент. ( Деление на команды).
2. Сообщение темы
занятия.
Вводная
беседа об основных правилах поведения на проезжей части.
– Что необходимо помнить при пересечении проезжей части?
- Что означают дорожные знаки, для чего они необходимы? ( Предлагается набор
различных знаков для обсуждения).
– Каковы основные цвета светофора, их значение?
Подведение итога этой беседы проводят учащиеся. ( Читаются стихотворения о
светофоре).
Чтоб тебе
помочь путь пройти опасный,
Горит день и ночь – зелёный, жёлтый, красный.
Наш домик
– светофор, мы три родные брата,
Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам.
Мы три
чудесных цвета, ты часто видишь нас,
Но нашего совета не слушаешь подчас.
Самый
строгий – красный свет, если он горит – стой!
Дороги дальше нет! Путь закрыт для всех!
Чтоб
спокойно перешёл ты, слушай наш совет: жди!
Увидишь скоро жёлтый в середине свет.
А за ним
зелёный свет вспыхнет впереди,
Скажет он: препятствий нет, смело в путь иди!
Коли
выполнишь без спора все сигналы светофора,
Домой и в школу попадёшь, конечно, очень скоро!
3. Основные этапы
состязания.
1)
Разминка ( форма проведения разминки
может быть разнообразна, в данном случае – это загадки). За каждый
правильный ответ игрок получает фишку.
Этот конь
не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчась на нём, только лучше правь рулём. ( Велосипед).
Где бы нам
дорогу к магазину перейти? Вот за этими ларьками, там, где стрелка у ворот, мы
на стрелке этой сами прочитали … ( Переход).
Что за
синий дом! Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. ( Автобус).
Там, где
нужно сто лопат, я один трудиться рад. ( Экскаватор).
Что за
плот?
Что за плот через реку нас везёт? ( Паром).
Полотно, а
не дорожка.
По ней мчится конь-сороконожка. ( Рельсы).
Что за
деятель такой с очень умной головой?
Подаёт сигнал судам, путь укажет поездам. ( Семафор).
Бежит,
гудит, в два глаза глядит, а станет – глазок ярко-красный глянет. ( Автомобиль).
Подумайте
и быстро дайте мне ответ: в автобусе должны мы купить себе… билет. Это –
сильная машина, едет на огромных шинах! Сразу полгоры забрал семетонный…самосвал.
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь.
И машинам
помогаю и тебе хочу помочь. ( Светофор).
У машины
есть, у телеги есть, у велосипеда есть, а у поезда не счесть. ( Колёса).
Доска для
шахмат на боку, что за машина не пойму? ( Такси).
Коли ехать
нам куда, быстро путь найдём сюда. ( Остановка).
Это – знак
запрета, круглый с ободком: две машины рядом мчатся, запрещает он…( Обгон).
В доме
восемь, дробь один, у заставы Ильича жил высокий гражданин, по прозванью
"Каланча”. ( Стёпа).
Через
речку поперёк великан бетонный лёг. ( Мост).
Что же
общего имеет птица и велосипед? Это есть и у машины. На вопрос кто даст ответ?
( Крыло).
В любое
время года и в любую непогоду очень часто, в час любой провезу вас под землёй.
( Метро).
Заменили
кузов для различных грузов.
Стал
закрыт со всех сторон, называется…(Фургон).
Осторожность
не мешает, этот свет предупреждает. ( Жёлтый).
По
окончании разминки подводятся итоги, каждая фишка приравнивается к одному
баллу.
2) Решение
кроссворда. ( Ставится задача не
только правильно ответить и записать, но и быстрее сложить "ключевое” слово,
которое раскрывает тему следующего задания).
Полосатая
дорожка, её зеброю зовут, но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут.
( Переход).
Я песок
погрузил, он сам отвёз, сам свалил. Мне в работе помогал этот чудо - (Самосвал).
Удивительный
вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками.
( Троллейбус).
Что за
чудо – этот дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины, а питается
бензином. ( Автобус).
Дом
чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног день-деньской в дороге! Бегает
аллейкой по стальным двум змейкам. ( Трамвай).
В голубом
иду я круге, и понятно всей округе, если вдуматься немножко, здесь пешеходная…(Дорожка).
В два ряда
дома стоят. 10, 20, 100 подряд, и квадратными глазами друг на друга все глядят.
( Улица).
Я
глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь.
( Светофор).
Подведение
итогов. Команда,
которая быстрее всех сложила "ключевое” слово, получает максимальную оценку,
остальные по убывающей.
3)
Физкультминутка. ( Красный – стоять
неподвижно, жёлтый – хлопать в ладоши, зелёный – шагать на месте).
Та
команда, которая не допустила ни одной ошибки, получает один балл.
4)
Командное задание по составлению правил поведения пассажиров в ожидании
общественного транспорта и в самом транспорте. ( После самостоятельной работы над правилами, они зачитываются общие).
Обязанности
пассажиров.
1. Ожидать
общественный транспорт только на остановках.
2. Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.
3. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.
4. При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходи спереди, а автобус и
троллейбус сзади.
5. В транспорте веди себя достойно:
- не
шуметь и не толкаться;
-уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;
- держаться во время движения транспорта за поручни;
- не забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ;
- никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со
ступенек и попасть под колёса автобуса);
- не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай;
- острые и неудобные для других пассажиров предметы хорошо упаковывать и
аккуратно ставить, чтобы никому не мешали.
После прочтения подводится итог. Команда, написавшая наибольшее количество
правил, получает максимальную оценку, далее по убывающей.
5) Решение
задач. ( На обсуждение даётся одна
минута, во внимание принимается ответ команды, первой давшей ответ и пояснившей
его).
Задача 1. Где должен остановиться
пешеход, если на середине проезжей части его застал красный сигнал светофора?
а)
вернуться к тротуару, с которого начал движение;
б) закончить переход, дойдя до тротуара или обочины на противоположной стороне
дороги;
в) должен оставаться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных
направлений.
Задача
2.
Где можно переходить дорогу вне населённого пункта, если в пределах видимости
нет пешеходного перехода или перекрёстка?
а) на
повороте дороги;
б) в местах, где дорога хорошо просматривается в обоих направлениях;
в) на крутом подъёме. (Набор подобных задач можно продолжить в зависимости от
оставшегося времени.)
Подведение итогов.
Подсчитываются баллы и выделяется команда, давшая наибольшее
количество ответов. Команды получают удостоверение
«Знатоки правил дорожного движения» и сладкие призы. |