МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 14.05.2024, 11:07

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Валеология, 7 класс
  1. Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Валеология – это наука о сохранении и укреплении здоровья.Здоровье современного человека зависит не только от внешних условий окружающей среды, но и от его собственного отношения к здоровью.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
  • наследственность (20 %);
  • внешняя среда (20 %);
  • качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье

учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
  • воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.

Цель программы: осознание  каждым учащимся индивидульных особенностей развития,  обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи программы:

  • формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Программа  кружка  «Валеология» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у  школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во  взаимосвязи знаний, умений, навыков. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из  важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с  максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Программа рассчитана на 1год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Программа рассчитана на детей 13-14лет. Количество учащихся составляет 10-15 человек

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения курса опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Личностным результатом реализации программы является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметным результатом реализации Программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии;
  •  проговаривать последовательность действий в ходе занятия;
  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

2. Познавательные УУД:

  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, находить и формулировать решение задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

3. Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате реализации программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению у обучающихся развиваются следующие группы качеств: отношение к самому себе, другим людям, вещам, окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности: товарищество, уважение к старшим, доброту, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. В конечном итоге будет сформировано сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях, произойдет осознание необходимости заботы о нем и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а также расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы .

В ходе реализация программы кружка «Валеология» обучающиеся должны знать:

  • что изучает валеология;
  • опасность вредных привычек для здоровья школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • правила здорового образа жизни.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять упражнения по саморегуляции организма;
  • использовать возможности своего организма для профилактики ОРЗ, ОРВИ,для повышения иммунитета;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • самостоятельно искать правильный выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • отвечать за свои поступки;

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы

Программа кружка «Валеология», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

  1. Тематическое планирование

Направление деятельности

Количесво часов

Прим.

Введение в валеологию

       2

 

Окно в твой мир

       8

 

Первая медицинская помощь

       4

 

Я как личность

       6

 

Пубертат

       3

 

Это нужно знать каждому

       10

 

Мир вокруг меня

       1

 

                               Итого: 34

                                                                                                                                                                                                                                                    

3. Содержание программы

Тема 1. Введение. Осноовы современной валеологии .2ч

 Давайте познакомимся. Что такое здоровье Что царит в твоей душе – добро или зло? Их влияние на наше здоровье. Что делать чтобы расти крепким и сильным.              

Тема 2. Окно в твой мир. 8ч

Нервная система: центральная, перефирическая, вегетативные. Влияние физических упражнений на функциональное состояние нервной системы.

Эндокринные железы. Стресс и гормоны.

Значение зубов в организме человека. Причиной каких заболеваний внутренних органов могут стать больные зубы. О вреде табака и алкоголя на зубы.

Патогенные микроорганизмы. Пути передачи инфекций. Профилактика.Понятие об иммунитете, способы его повышения.

Тема 3. Первая медицинская помощь.

Виды кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе. Первая медицинская помощь при утоплении, электротравме.

П/р: способы искусственного дыхания.

Тема 4. Я как личность. 6ч                                                                                              Самооценка, способы ее развития. Кризисы развития в период  взросления. Виды и формы общения. Стресс, его физиологические и психологические проявления. Профилактика, способы совладения со стрессом. Базовые компоненты общения.       

Тема 5. Протубертат . 3ч

Возрастные  особенности  данного периода. Физические, психические, физиологические особенности подростка. Гигиена полов.

Тема 6. Это нужно знать каждому. 10ч

Кожа и ее значение для организма. Уход за кожей. Закаливание.  Правила закаливания, способы.

 Органы чувств: глаза, нос, уши. Что опасно для глаз, как их беречь. П/р: гимнастика для глаз, определение  рабочей зрительной  дистанции. Мой нос. Понятие о носовом дыхании и его значение для здоровья. Как мы различаем запахи? Мои уши – это орган слуха. Влияние шума на слух. Гигиена органа слуха. Причины употребления  психоактивных  веществ. Профилактика. Тренинг «Спасибо – нет!».

Мир вокруг меня  1ч (итоговое занятие)  

Литература

  1. Программа курса валеологии для общеобразовательных школ под редакцией И. М. Барсукова, А. В. Селиванова.
  2. Н.П. Абаскалова. Здоровью надо учить – Новосибирск: НГПУ Издательская компания Лада 2000.
  3. Здоровье: учебно – методическое пособие для учителей 1-11 классы / под ред. В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. – М.,2003.
  4. Потемкина О.Ф. Потемкина Е. В. Тесты для подростков. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005. Фарбер Д.А. Физиологи школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990.
  5. Л. П. Николаева, Д. В. Колесов.  Уроки профилактики наркомании в школе. / М. АП
  6. Н. Ю. Синягина. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003.
  8. П. П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина .

Мое здоровье. Серия «Воспитательная работа».- М.: Глобус 2008

Категория: Методические разработки учителей | Добавил: shkola201594 (04.06.2014)
Просмотров: 2208
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024