МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Среда, 15.05.2024, 09:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»

Тема: сложное предложение.
Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении.
Задачи: 1. Выявить признаки сложного предложения (интонационная     целостность, наличие более одной грамматической основы).
            2. Развивать умение находить сложные предложения в тексте, строить схемы сложных предложений.
            3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник под редакцией М.М. Разумовской, карточки с заданием, таблица.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы начнем работать над сложным предложением. Будем учиться отличать простое предложение от сложного. Выявим признаки сложного предложения. Поработаем над построением схем сложного предложения.
- Откроем тетради, запишем число и тему урока.
3. Минутка повторения.
Отметьте предложение, которому соответствует данная характеристика: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми и дополнениями. (Знаки препинания не расставлены)
1 - Взяла она частые решета мелкие сита просеяла муку.
2 - На соревнования собрались гимнасты боксеры футболисты.
3 - Два дня ходил Иван-царевич по лесам и по горам.
Перед вами предложения, вы рисуете только схемы.
4. Объяснение нового материала.
Слово учителя. В четвертом классе вы получили начальное представление о сложном предложении. Какое предложение называется сложным? Ответ учащегося: «Предложение, в котором две и более грамматических основ, называется сложным». Давайте подумаем, какое определение более правильное: то, которое мы слышали сейчас, или «Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложным»? Учащиеся высказывают свою точку зрения, после чего читают вслух из учебника §64 определение сложного предложения, а после него дается понятие о союзных и бессоюзных сложных предложениях. Учащиеся записывают в тетради с доски схему классификации сложных предложений:
сложные предложения: союзные, бессоюзные
Давайте разберемся, зачем простые предложения объединяют в сложное? Приводит ли это к чему-то новому? Запишем два простых предложения:
Записка была на немецком языке. Сержант не понял её.
Кроме того, что написано, ничего извлечь нельзя.
Теперь составим сложное предложение с союзом «и»:
Записка была на немецком языке, и сержант не понял её.
Узнаем ли мы новую информацию? Да, мы дополнительно узнаем, что сержант не знал немецкого языка, хотя прямо об этом не говорится. Теперь переменим союз:
Записка была на немецком языке, но сержант не понял её.
Это дает новые сведения: сержант знал немецкий язык. И, наконец, еще раз переменим союз:
Хотя записка была на немецком языке, сержант не понял её.
Дополнительный смысл: сержант обязательно должен был понять эту записку.
Эти дополнительные сведения появились потому, что части сложного предложения вступают в разные отношения друг с другом. Что же богаче: простые предложения или сложное, объединившее в себе эти простые? Да, сложное предложение богаче объединившихся в него простых. А происходит это оттого, что соединение частей рождает новое качество.
А теперь немножко отдохнем.
5. Физминутка.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз. два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
 И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
 И опять писать начнём.
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровнее,
От зарядки станешь крепче
 Станешь крепче и сильней.
Игра "Определи предложение по структуре” (показывают руками, если предложение простое, вы поднимаете правую руку, сложное - левую).
Учитель читает.
•Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.
•Около дома утопали в серебре тополя.
•На серебряном блюде лежали яблоки и издавали прекрасный аромат.
•Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.
•Серебряный голос соловья звучал в ночи.
6. Задания для самостоятельной работы.
После чего предлагается выполнить задание на полученных карточках: зачеркни неправильные и расставь правильные знаки препинания.
Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины,
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка,
Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона,
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна,
Кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из мяса,
Котлеты стряпают из сажи,
Там ваксу делают из пряжи,
Прядут там нитки из сукна,
Костюмы шьют из толокна,
Кисель там варят… 
Всем ученикам предлагается ответить на вопрос: правильно ли в стихотворении определены границы простых предложений? Если неправильно, то почему? Далее учащиеся индивидуально расставляют знаки препинания в тексте, учитывая необходимость смысловой связи слов в предложении. После этого один из учеников читает вслух, показывая интонацией границы простых предложений.
7. Подведение итогов урока.
Сделаем вывод, как правильно определить, какое предложение называется сложным?
– Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложным.
Что еще нового вы узнали на уроке?
– Сложное предложение богаче объединившихся в него простых.
Что помогает нам определить границы простых предложений в составе сложного?
– Грамматические основы предложений, смысловая и интонационная законченность, союзы.
Классификация сложных предложений?
– Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
8. Домашнее задание: §64, упражнение № 504, рассмотреть таблицу.

Категория: Методические разработки учителей | Добавил: siteshkola20 (27.12.2012)
Просмотров: 4972
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024