МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 14.05.2024, 23:31

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Творческая игровая деятельность учеников на уроках музыки
Собственно творческую деятельность учащихся можно развивать на  уроке через игру, а также на внеклассных  и домашних занятиях. Творческие задания могут быть индивидуальные, групповые. К ним можно отнести:
- сочинение небольших музыкальных фрагментов, стихов, сочинений-размышлений, сказок;
- создание рисунков по определенному произведению или на тему;
- инсценирование песен;
- пластическое интонирование;
-  импровизацию;
- имитирование игры на музыкальных инструментах;
- создание проекта-программы для будущих поколений;
- придумывание кроссвордов, ребусов;
- создание афиш, и др.
- Ритмические задания также неотъемлемый элемент урока музыки, так как ритм – важнейшее из средств музыкальной выразительности, качество музыки. Ритмические задания могут быть использованы отдельным моментом урока, а могут быть связаны с вокальной частью, с игрой.
Например, в первом случае,
- ребятам можно предложить повторить за учителем, или другим учеником ритмический рисунок;
- повторить музыкальную тему произведения, стихотворения в его ритме;
- в музыкальной игре «Угадай имя».
Во втором случае, ритм будет связан с разученными  распевками
- угадать по ритмическому рисунку распевку, которую будем петь;
- один ученик пропоет, а другой прохлопает, или простучит на бубне ритм;
- слушая произведение, выделять хлопком сильную долю.
Все задания выполняются легко, ученикам интересно проявить себя, выполнить задание ИНДИВИДУАЛЬНО. Главное, объяснить им, какой должен получиться результат, и для чего он нужен.
1 задание «Составление музыкальных сказок».
 Задание выполняется в группах, письменно в тетрадях. Ребятам предлагаются несколько слов, либо связанных с музыкой  и изученных на уроке (н - р, барабан, мелодия, композитор), либо нет, отвлеченных ( санки, лягушонок, праздник). За определенное время они сочиняют сказку О МУЗЫКЕ, используя все предложенные слова. Задание помогает детям усвоить значения изученных слов, уметь их применить. Развивает фантазию ребенка и связную речь.
Например, были предложены следующие слова- слон, барабан и колокольчик.
«Слон, муравей и колокольчики».
Шел по улице слон и играл на барабане. Вдруг – навстречу ему муравей! Муравей спросил: «Куда ты идешь, Слон?»
 - Я иду играть в оркестр. Стану новым известным музыкантом!
 - Возьми меня с собой. Я очень мал и приду не скоро!
Слон взял муравья с собой, и не успели они дойти, как увидели на дереве колокольчики. Они одели их себе на головы, и подумали, что колокольчики принесут им успех в оркестре. Так и случилось, ведь колокольчики были волшебными – сами умели сочинять мелодию! Руководитель оркестра сразу же обратил внимание на новых музыкантов, а благодаря их успехам, они вскоре стали знаменитыми, и никогда не расставались с колокольчиками!
 -слон, барабан, дудка.
«Индийский праздник».
В Индии был праздник Новый год. Слон захотел собрать друзей на музыкальный праздник. Он накрыл стол и приготовил музыкальные инструменты: барабан, дудку и колокольчик. В гости пришли муравей и крокодил. И начался веселый праздник! Муравей звонил в колокольчик, слон бил хоботом по барабану, а крокодил играл на дудке! На их удивление, получилось мелодично и красиво! Вот такая веселая симфония!
Один из вариантов выполнения такого задания в среднем звене – закончить, придумать окончание истории, или ответ на вопрос.
 Например:  «Как появилась музыка? Это достоверно никому не известно, но говорят, что произошло это так…..»
         «Представляете, что бы случилось, если скрипка бы вдруг пропала? Так, исполняет, исполняет свои партии в оркестре – и вдруг – исчезла…»     В таком варианте задания дети, опять же, развивают язык, речь, воображение, но при этом их воображение носит немного исследовательский характер.
2 задание «Цветные нотки».
Детям раздаются листы с изображенными на них большими целыми нотками.
После звучания музыки (первичное восприятие) дети определяют, какие цвета они в ней услышали. При вторичном восприятии они заштриховывают эти нотки в выбранные цвета, после объясняя, почему они выбрали этот цвет(а).
Это задание может выполняться в нескольких вариантах, в зависимости от возраста детей – в младших классах – с нотками, с средних – на обычном листе, заштриховывая его в выбранный цвет.
Задание помогает лучше воспринять произведение, усвоить его. Развивает творческое воображение.
3 задание «ноты в тексте».
Найти слова, стихотворения, фразы, в которых «встречаются» нотки, или придумать самим. Выполняя задание, дети быстрее запоминают названия нот.
 Н – р:    О  ре  Х;    си  РОТА;  до МРА;
К  ре  СЛО;   фа  НТАСТИКА;    ЛИ  си  ЦА  и др.
Это задание будет выглядеть несколько по-другому, если его немного изменить – НАРИСОВАТЬ слова, в которых встречаются ноты.
Стихотворения, или рассказы дети с удовольствием придумывают, но можно предложить им самим «найти» нотки.
 Жила-была девочка МИла. ФАМИлия у неё ЛЯСИна. Жила в городе ДОнецк с родитеЛЯМИ. Маму зовут Мирослава, а папу Михаил. Живут они Мирно. У Милы есть бабушка ТаиСИя МИтроФАновна. МИла любит апельСИны и перСИки. МИла очень ДОбрая и краСИвая девочка!
Г  ЛЯ  нул  вечером из        ДО ма   я   во   двор:
Кто-то     МИ  мо  пробегает -     ФА кт,  что  вор!
Щетку взял  я  и  нацелился   во    тьму,
Был  уве РЕ  н,  что   его     пе  РЕ  хитрю.
«Эй,  ст  РЕ ляю!» -  РЕ  зко     бро  СИ л   я  ему…..
По ДО шел    ко   мне  он      МИ  гом:   «Хрю, хрю,    хрю!»
4 задание «Дневник наблюдений».
Ученики средних классов при слушании произведений заполняют следующую таблицу в тетради:
 

произведение

композитор

настроение

 

 

 

 
В последней колонке отражаются характер, чувства, эмоции, услышанные учеником и прочувствованные. Для начала третья колонка заполняется вместе с учителем, потом ребята выполняют задание сами. 
Н – р:

произведение

композитор

настроение

«Шутка»

И.С.Бах

Легкое, игривое, светлое, шутливое.

 
Ведение такого дневника позволяет не только отразить свое видение произведения, но и лучше его запомнить, использовать в ответах.
Следующий, более сложный этап использования этого дневника перетекает в
5 задание – «Общий образ ».
К изученному произведения подбираются по общей теме произведения литературы и изобразительного искусства.
Н – р: тема, образ «Осень, грусть».
 

произведение

композитор

настроение

«Сентиментальный вальс»

П.И.Чайковский

Задумчивое, спокойное, немного печальное.

 
Подходит картина И.И. Левитана «Осень»
 
Четверостишие А.К. Толстого:
« Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
 Листья пожелтелые по ветру летят;
 Лишь вдали красуются, там на дне долин,
 Кисти ярко-красные вянущих рябин.» и др.
6 Задание «Скрипичный ключ».
Используется в конце изученной темы, новых музыкальных понятий, для выяснения уровня полученных знаний.
Фигурка скрипичного ключа, вырезанного из плотной бумаги, или другого предмета, символизирующего музыку, выдается ребенку на первой парте. Этот «ключ» ребята передают друг другу, пока звучит музыка. Тот ребенок, который будет держать «ключ» в момент остановки музыки, выполняет задание.
7 Задание-прием «Придумай сам».
Этот прием можно использовать в средних классах при изучении произведений с либретто. Или знакомя учащихся с ярким примером из жизни композитора, из жизни произведения. Объяснять, показывать,  рассказывать можно до определенного момента, а потом спросить у учеников: «Что же случилось дальше?» «Как повернутся события?» «Что, по их мнению, произойдет?»
Вариантов ответов может быть много, и среди них, обязательно, правильный.
Это говорит об умении ребенка  быть чутким, «услышать» ситуацию, понять.
8 Задание «Я – инструмент!»
Это одно из веселых, интересных и легких заданий, для учеников младших классов.
При знакомстве со сложным произведением, группе учеников предлагается представить себя разными инструментами. (н – р, при изучении симфонической сказки «Петя и Волк» - ребята «становятся» скрипкой, флейтой, фаготом, барабаном и др.  В «Озорных частушках» - дудочкой, трубой и т.д. )
Ребята, выполняя такое игровое задание, запоминают группы инструментов, как исполняются произведения.
 
9 Задание «Минисочинение».
Задание – обобщение для средних классов. Это задание позволяет не только использовать полученные знания, но и выразить свои мысли, чувства, что не у каждого ребенка получается вслух.
Ученикам предлагается написать свое мнение, свой отзыв на изучаемую тему. При этом нужно отразить в своей работе предлагаемые вопросы. Обычно на выполнение этого задания уходит не больше 20 минут.
Н – р: тема урока «Что значит «современность в музыке»?
 Вспомогательные вопросы: Современен ли ВАЛЬС?
                                                       Звучит ли он в наши дни?
                                                       Может ли вальс звучать лично для вас?
                                                        В какой ситуации?
Пример ответа: «Современен ли вальс? В некоторых случаях – да. Этот танец был хорошо распространен в 18 веке, в европейских странах. Тогда он был СОВРЕМЕНЕН. Конечно, известен вальс и популярен был и в других странах, и в России тоже. Но то было другое время. В наше время вальс используется  редко, его заменили другие стили и танцы, новые современные ритмы. А где он может звучать? В основном, на свадьбах, выпускных вечерах. Вывод – вальс одновременно и современен, и нет.»
10 задание «Подбери инструмент».
Проводится в начальном звене, может и в 5 классе.
После первичного восприятия произведения ребятам предлагается выбрать из инструментов на столе учителя тот, или те, которые более всего подходят к музыке по характеру, по настроению и звучанию инструментов. Это могут быть металлофоны, гармоника, бубны, треугольники, погремушки, др.
После того, как ребенок определился с выбором инструментов, проверить, совпал ли его выбор с мелодией и сопровождением услышанного произведения. Если выбор был правильный, ребенок «подыгрывает» звучащей мелодии, если не совсем совпал, можно продолжить поиск.
11 задание «Какую линию выбрать?».
Последний вид упражнений применяется в начальном звене, из-за своей простоты. Мелодию в произведениях можно представить, как ровную линию, если в ней звуки идут плавно, равномерно. Или же, как ломаную линию – скачкообразную, со звучанием от форте к пиано, от одного темпа – к другому. Детям предлагается прослушать и нарисовать ее – так можно проверить ритмичное восприятие музыки – услышат ли дети в ней переходы.
Таким образом, перечисленные виды творческой игровой деятельности не только служат  развитию музыкального мышления детей, воспитывают понимание музыкального искусства, но и способствуют выполнению таких задач, как активизация творческих способностей  школьников, развитие воображения, эмоциональной  отзывчивости. Игровая творческая деятельность  учеников приводит к снижению утомляемости, развивает дыхание, повышает двигательную активность детей, развивают художественную речь.
Категория: Методические разработки учителей | Добавил: shkola201594 (24.01.2014)
Просмотров: 899
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024