МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 16.07.2024, 15:51

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Технологическая карта изучения темы «Уравнение»

Технологическая карта изучения темы «Уравнение»

Тема
Уравнение.
Цели
 
Образовательные:
Формировать представление  об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-  Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
 
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Уравнение, решить уравнение, часть, целое,  ответ уравнения.
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы:
- основные
 
- дополнительные
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60, 61, 62
 
- дневник первоклассника (для самооценки)
- тетрадь
- алгоритм самооценки.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I.Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
 
 
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
 
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
 
 
 
Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
 
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показывает данный этап на картинке.
1.Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
 2.Устный счет.
Счет до 10 и обратно.
Счет от 2 до8, от10 до 3.
Даны три числа 4,6,10.
Назовите наибольшее число, назовите наименьшее число.
Как узнать на сколько 10 больше 4, на сколько 4 меньше 10. (правило на сколько одно число больше или меньше другого).
 3. Как можно назвать математические записи?
4 + 5, 6 - 3 (выражения)
- Как прочитать эти выражения? (сумма чисел …, первое слагаемое…, второе слагаемое…; разность чисел …, уменьшаемое …, вычитаемое …)
3 < 9, 10 > 6 (неравенства)
- прочитайте их
2 + 8 = 9 (равенство)
- Верное это равенство? (Нет)
- Превратите это равенство в верное.
- Какие ещё есть математические равенства, знаете?
- Хотите узнать?
 4. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай и запоминай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом.
Проговаривают название этапа с учителем.
Выполняют задание на индивидуальных досках.
 
 
 
 Проговаривают, что повторили.
 
 
 
 
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
 
 
 
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
 
Выполняют задание устно.
 
 
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Проговаривают название этапа с учителем.  
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
 
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.
 
 
 
 
   
 
 
Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего этапа.
 
 
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Предлагает задание для пробного действия.
 
 
 
 
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
 
Организует фиксирование индивидуального затруднения. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
5. Чтобы узнать что то новое необходимо повторить. (задачи)
На партах у каждого листки с заданиями.
 - Прочитайте текст. Является ли он задачей? Докажите.
- Заполните схему и запишите решение на этом листке. (2 ученика с проговариванием решают и оценивание).
Фронтальная работа.
  – Что мы повторили? (Решение задач на нахождение целого и частей).
  6. Задание для пробного действия.
 …+5=8
Как называется данная математическая запись?
Какое число надо вставить в окошко, чтобы получилось верное равенство?
Почему? (3, т.к.8- это 3 и 5 )
 Рассмотрите вот это равенство: а+2=7
Сможете ли вы его решить?
(данное выражение решается аналогично, надо вместо буквы подобрать число, чтобы получилось верное равенство.)
Что объединяет оба эти выражения? (в них есть неизвестные компоненты).
Как называют числа при сложении?
Что неизвестно в этих выражениях?  (часть или первое слагаемое)
Предложите свой вариант , как можно обозначить неизвестный компонент. (предложения детей)
 
 
 
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством  учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
7.Так как же можно назвать такое равенство, где используется буква? (не знаем)
 
 
IV.Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
 
 
 
 
 
 
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
 
 
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.
 
 
 
 
 
 
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
 
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.
 
 
 
 
 
 
 
- Что нам поможет помочь узнать? ( учебник, учитель)
 
8.Физкультминутка.
Это кто? Это кто по дороге скачет?
Это наш озорной непоседа- мячик.
Девочки и мальчики прыгают как мячики
Ножками топочут, весело хохочут,
Чок-чок-чок, ручки на бочок.
Мелкие шажки - раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка- раз, два, три.
Мягкая посадка- раз, два, три. 
 
V.Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
 
 
 
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.
 
Под руководством учителя формулируют тему урока.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
 
 
 
 
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
 
 
Организует уточнение темы урока.
9. Работа с учебником.
 - Давайте найдём по учебнику, как же называются эти математические записи.
 Стр. 60! Введение понятий: «уравнение», «решить уравнение».
 Прочитайте правило в верхней рамочке.
Какие буквы используют чаще всего?
Как же называются такие равенства, где есть буквы?
- Какая тема урока сегодня? (Уравнение).
 
10.Давайте поучимся читать уравнения.
Учитель читает уравнения в рамочке.
  Теперь попробуйте прочитать уравнения, которые нам записал Петя во 2 задании стр.60
 Подберите вместо х и у такие числа, чтоб получились верные равенства.
 Так что значит решить уравнения? Опишите, что мы делали?
А теперь давайте прочитаем правило, что значит решить уравнения. (вторая рамочка стр. 60)
 Т.О. когда мы находим неизвестное число-букву в уравнении – мы решаем уравнение,. А это число- буква называется решением уравнения. 
 
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(7  мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание на индивидуальных досках
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
11.
Посмотрите как в рамочке оформлено решение уравнения. (учитель проговаривает в слух первое уравнение).
 
  Давайте оформим решение уравнений в тетради (фронтальная работа)
х + 4 = 9     х – 4 = 6

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
 Выполняют задание самостоятельно в тетради.
 
 
Выполняют самопроверку по эталону.
 
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.
 
Выполняют самооценку по алгоритму.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
 Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
 Организует самопроверку по эталону.
 
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
 
 
12.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
 Стр. 60 № 3 Решите уравнения первый столбик:
4 + у = 5     х-2=10
  Эталон для самопроверки на доске.
 
 - У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём причина?
 
Самооценка по алгоритму (2 ученика).
 
 
Если осталось время, то решить устно № 4 стр. 61.
 
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
 
Отвечают на вопросы учителя.
 
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
 
 
Делают самооценку в еженедельнике.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
 
Организует фиксирование нового содержания.
 
Организует рефлексию.
 
 
 
 
Организует самооценку учебной деятельности.
13.Подводим итог работы на уроке.
- Какая тема урока была?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
 
 14.Дома по желанию, попробуйте придумать свои уравнения и пофантазируйте, как можно изобразить неизвестный компонент в уравнении
 
Кто получил оценку на уроке, можете себе поставить в маленькие дневники.
  



Категория: Методические разработки учителей | Добавил: siteshkola20 (02.03.2012)
Просмотров: 1605
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024