Цель: усвоить знания о понятии романс и его разновидности.
Задачи:
Развивать
способность рассуждать и делать выводы;
Воспитать любовь
к музыке;
Познакомить с
понятием романс и его разновидности.
Репертуар: "Ночь печальна” С.Рахманинов, "Жаворонок” М.Глинка
Оборудование: проектор, магнитофон, компьютер, видео-презентация, CD-запись музыки.
Ход урока
Организационный
момент
(1 слайд)
Учитель: Сегодня, мы совершим путешествие в Большой театр. (2
слайд) Побываем за кулисами, узнаем, как артисты готовятся к выходу на
сцену. А самое главное то, что мы познакомимся с понятием романс, узнаем
историю его появления, и какие виды романсов бывают.
Итак, мы
отправляемся за кулисы. (3 слайд)
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и
напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась
девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на
другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не
было припева. Так зародился романс.
Посмотрите
внимательно на доску и прочитайте что же такое романс? (4 слайд)
Романс – вокальное сочинение, написанное на небольшое
стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
История нам рассказала
именно об этом.
(5 слайд)
А зародился романс, как ни странно, в Испании в 15 веке. Ну а распространение
получил в 19 веке и дойдя до России покорил её и радует нас до сих пор.
В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как
городской романс и авторский романс.
Городской романс – это всё равно, что народная песня. Песню сочинял народ в
деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и
сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также
как у народной песни.
Ну а с авторским романсом всё понятно у него были конкретные авторы. С
одним из таких авторов мы познакомимся прямо сейчас. (6 слайд) Это
Сергей Рахманинов. С.Рахманинов – выдающийся композитор своего времени. И не только
композитор, но и виртуоз-исполнитель. Его любимым инструментом был рояль. (7
слайд) На его концерты приходило огромное количество людей, зал всегда был
полон. Сергей Васильевич Рахманинов жил на рубеже 19 и 20 веков. Жизнь была
трудной, в том плане, что на его жизненном пути была революция и Великая
Отечественная война. В 1917 году, когда в России произошла революция, Сергею
Васильевичу пришлось уехать из страны, чтобы обезопасить свою семью. Он долго
ездил по разным странам и в итоге обосновался в США, где и прожил жизнь. Но при
этом Рахманинов всегда помнил о России, и свои произведения посвящал именно ей.
В трудные минуты жизни музыка помогала Рахманинову, поэтому он старался писать
вдохновенную, впечатляющую музыку. В создании романсов ему помогали стихи
различных поэтов. (8 слайд) В их числе и Иван Алексеевич Бунин. Иван
Алексеевич Бунин (10 (22) октябрь 1870, Воронеж – 8 нояборя 1953, Париж) –
русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909),
лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Прочитав стихи И.А.Бунина
С.В.Рахманинов решил написать романс. С ним мы сейчас и познакомимся.
(9 слайд) Первый номер концертной программы "Ночь печальна” Слушание
"Ночь печальна” С.Рахманинов, И.Бунин.
(10 слайд) Вы отлично поработали. А сейчас, как в любом театре
"Антракт”. А что такое антракт? (Ответы детей.)
Действительно Антракт – это время отдыха, артистам от выступления, а
зрителям от концерта. А мы вновь возвращаемся за кулисы, чтобы познакомиться
ещё с одним великим русским композитором основателем русской классической
музыки Михаилом Ивановичем Глинкой. (11 слайд)
Михаил Иванович
Глинка выдающийся композитор, который был знаком с великими поэтами того
времени Александром Сергеевичем Пушкиным и Жуковским. На их стихи было написано
огромное количество романсов, но для романса, с которым мы познакомимся.
М.И.Глинка выбрал стихи мало известного поэта Нестора Васильевича Кукольника. (12
слайд)
Нестор Васильевич Кукольник (8 (20)
сентября 1809, Санкт-Петербург – 8 (20) декабря 1868, Таганрог) – русский
писатель первой половины ХIX века.
Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В.Г. Кукольникова, русина
из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию.
Итак, мы вновь
отправляемся в зрительный зал, чтобы услышать великое произведение – романс
"Жаворонок” М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
(13 слайд)
Слушание "Жаворонок” М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
Работа по характеристике и содержанию романса.
Ну а теперь
пришло время самим побывать в роли артистов. Но чтобы номер получился нужна распевка. (14 слайд)
А исполним мы песню из известного кинофильма «Три мушкетера»,
Итак, на сцене
Большого театра хор 5 "Б” класса с концертным номером "Песня мушкетеров”,
встречайте. (15 слайд)
Бурные аплодисменты. Замечательное выступление.
А теперь подводим итоги. (16 слайд)
Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами. (17 слайд)
Вопросы
для закрепления:
Что такое
романс?
Где зародился
романс?
Какие романсы вы
слышали сегодня?
Как фамилии
композиторов сочинивших их?
Какие
разновидности романсов вы знаете?
На этом наше
путешествие в Большой театр закончилось. Надеюсь, вам понравилась закулисная и
концертная жизнь театра. (18 слайд) До новых встреч!
|