МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Понедельник, 29.04.2024, 03:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Развитие творческих способностей обучающихся

Введение

Как известно цель обучения ставится в соответствии с запросами общества. На данный момент целью обучения РФ является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, религиозными, этническими и социальными группами.(8)

Обучение поколения не сводиться лишь к даче знаний, умений и навыков. Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.(2)

Необходимость формирования высокого уровня творческого потенциала учащегося в условиях средней общеобразовательной школы обусловлена не только общественной потребностью в творчески действующем профессионале всех уровней и во всех сферах общественного производства, но и новыми функциями и возможностями современного человека. А это полагает повышение социального статуса учителей и престижа школ, развивающих творческий потенциал и личностные качества школьника.(4)

Проблему психолого-педагогических особенностей развития творческого потенциала школьников, невозможно рассматривать как процесс самостоятельный, отдельный от комплексного формирования личности.Ф. Баррон и Д. Харрингтон выделяют следующие характеристики творческого процесса:

1. Творчество – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами творческого процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче.

4. Творческие продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем.

Современные дети требуют особенного отношения к себе как к личности, но личностные качества можно проявить лишь в коллективных отношениях. Коллектив - большая семья, где каждый ребенок воспринимается таким, какой он есть, где считаются с его мнением, помогая во всем и всегда.

Понятие «коллектив» в силу его неоднозначности нуждается в уточнении. Можно выделить 2 основных значения, которые ему придают, что дает основание говорить о двух подходах в трактовке этого понятия.

Один из подходов состоит в том, что коллектив понимается как высший уровень развития малой группы. В соответствии с этими представлениями коллективом можно назвать группу, в развитии которой достигнуты:

- высокая степень сплоченности;

- ценностно-ориентационное единство и другие показатели высокой организации (разные авторы выделяют различные системы показателей).

Согласно другому подходу, коллективом считают особым образом сформированная группа, которая в реальной жизни проходит определённые этапы своего развития от нулевого до высшего уровня. Однако не зависимо от того, на каком уровне развития находится эта группа, она является коллективом. В этом случае коллектив отличается по известным признакам:

- выдвижение общественно значимой цели;

- совместная деятельность, направленная на ее достижение.

Социальные процессы, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимального развития творческих способностей человека.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

В период младшего школьного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребёнка.

Цель работы:предоставление опыта работы  развития творческих способностей обучающихся  в МБОУ ООШ №20.

Задачи: теоретическое исследование литературы по развитию творческих способностей обучающихся.Основная задача – достижение воспитанниками такого уровня знаний, умений и навыков в работе по созданию собственных работ, который бы позволил максимально раскрыть их творческий потенциал.

1. Сущность творчества и творческих способностей.

«Творчество» в широком смысле определяется как «деятельность, рождающая нечто качественно новое, некогда ранее не бывшее».

Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.(3)

Согласно теории известного ученого Л.С. Выготского, утверждавшего, что творчество - не удел избранных, более того, творчество - необходимое условие существования людей. «Если понимать творчество в его истинном, психологическом смысле как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени».

Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи.

Социальная и личная значимость и прогрессивность.

Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества.

Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей).

Новизна и оригинальность процесса и результата.

Творческое мышление – высший уровень мышления. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью. (1)

2.Методы развития творческих способностей.

Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

Необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались и которые не моли им предложить ни родители, ни учителя. [2]

Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных сложных ситуациях.

Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является теория интеллектуального порога Э.П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и другие).(3)

Особенности.

По И.П.Волкову

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построения позволяет выявить целенаправленно, развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используют все формы внеклассной работы, но с одним условием – работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке.

По И.П. Иванову

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.(6)

3. Развитие творческих способностей.

Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.

Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не значит, что, чем больше спишь, тем больше шансов сделать открытие.)

Творческие способности можно развивать. Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи — в виде «мозгового штурма».

Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что в них хорошо и что плохо, какую идею можно быстро реализовать и т.д.)

Коллективное творчество используется в создании больших совместных работ. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены другими детьми и вовремя исправлены.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес к труду. Этому способствует и совместный труд нескольких детей над изготовлением одной работы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого. Видя преимущества коллективного труда, воспитанники с большим интересом учатся работать сообща, распределять обязанности между собой, уступать ради общего дела.

Увидев их, в детских душах загорается огонек творчества. Нужно искренне чего-то хотеть: накапливать знания; много работать, не падая духом, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Ко всем старым и новым знаниям подходить творчески.

Внимание уделяется формированию определенных качеств личности, таких как гибкость, уверенность, свобода мышления и суждения, инициативность, непохожесть на других, умение уважать мнение окружающих, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В результате развития таких качеств дети быстрее находят выход из различных жизненных и проблемных ситуаций, становятся доброжелательней по отношению друг к другу, повышается их самооценка. Результатом обширного и эффективного развития всех перечисленных выше качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт: праздник или конкурс.

Между нашей школой  и муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей: Домом детского творчества, Дворцом культуры, Выставочным залом установлено тесное сотрудничество. Дети активно занимаются в творческих объединениях КВН, ЮИД, ЮДП ид.р. В школе регулярно организуются  выставки работ детей. Конкурсы рисунков, поделок и т.п .Которые. оказывают активную помощь не только детям в развитии творческих способностей, но и педагогам школы

Ак же свои творческие результаты воспитанники регулярно представляют на школьных праздниках.

3.1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Акценты целей

По И.П. Волкову:

выявить, учесть и развить творческие способности;

фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.С. Альтшуллеру:

обучить творческой деятельности;

ознакомить с приемами творческого воображения:

решать изобретательские задачи.

По И.П. Иванову:

По И.П.Иванову

Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческого самостроительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание характерно для технологии коллективных творческих дел.

          Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения

Школа творчества И.П. Волкова:

Фронтально приобщить школьников к многосторонней творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

3.2. Результат развитие творческих способностей

Итак, творческий потенциал:

-раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, так и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.(5).

-формирует нравственные качества: трудолюбие, проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности, максимальное развитие творческий способностей.

-формирует дружный коллектив детей, родителей, педагогов.

-успешно реализует индивидуальные творческие способности в конкурсной и коллективной деятельности.

Заключение

Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие творчества основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.

Мы понимаем творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. В свою очередь, самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности для нас являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием. В качестве основного принципа развития творческого потенциала мы видимпринцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.

Для того чтобы развить творчество человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции и состояния человека, мы способствуем проявлению его творчества. Понимание взрослым основных эмоциональных реакций и состояний детей – основное условие развития творчества ребёнка.

Литература

1.Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 26.

2. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После – 2006 г. - №

3. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7.

4.Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии – 2006-№4

5.Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

6.Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5

7.Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4

8. Материалы лекций

Категория: Методические разработки учителей | Добавил: shkola201594 (09.04.2018)
Просмотров: 582
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024