МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 16.07.2024, 15:24

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

"Кладовая солнца". Образы главных героев

Тема: «Кладовая солнца». Образы главных героев.

Цель: 1) раскрыть характеры детей, Насти и Митраши.

            2) выяснить отношение к ним рассказчика.

Эпиграф записан на доске: «Я … пишу о природе, сам же только о людях и думаю».  М. Пришвин

 

          I. Слово учителя.

Оценивая мастерство писателя Пришвина, К. Паустовский писал: «Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая всё новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии…»

М. М. Пришвин обращается к жанру сказки, так как мудрая народная сказка с её постоянными исканиями правды и смысла жизни, с её мечтой о совершенном человеке была для писателя образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения. Использование в произведении приёма слияния сказочного и реального позволило писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка пронизана верой писателя в возможность осуществления этой мечты, если искать её воплощения в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. (Зачитать эпиграф «Я…пишу о природе, сам же только о людях и думаю».)

Перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. В основу положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу.

Почему же главными героями становятся дети?

Наша задача – раскрыть характеры детей, выяснить отношение к ним рассказчика. Определить основную идею произведения.

       II. Работа учащихся в группе (10 минут).

Вопросы:

1. Что мы знаем о Насте и Митраше? Как они жили без родителей?

2. Какими по характеру были Настя и Митраша?

3. Чем похожи герои и чем отличаются? Как характеризует рассказчик маленьких тружеников?

4. Докажите, что рассказчик относится к ним с нежностью и любовью.

5. Почему между детьми произошёл конфликт?

6. Кто прав Настя или Митраша?

7. Чей же путь кажется автору более правильным?

     III. Коллективная работа с элементами дискуссии.

1. Разговор о жизни детей. Внешность.

Дети отличаются самостоятельностью. Много трудятся. Внешность самая обыкновенная.

  1. Какими по характеру были дети? Чем похожи и чем отличались друг от друга? Как характеризует автор маленьких тружеников?

Настя и Митраша похожи друг на друга трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Горячо любят своих родителей. Дети были дружны, но Митраша любил верховодить. Настя была более уступчивой, разрешала все ссоры.

  1. Как рассказчик относится к детям? Докажите, что с нежностью и любовью.

Наличие уменьшительно-ласкательных суффиксов. Во внешности Митраши подчёркивает силу, упорство, настойчивость. Автор гордится детьми, сочувствует им, радуется их успехам.

Такими мы увидели  детей. Так автор характеризует их к началу тех событий, которые стали для них большим жизненным испытанием.

  1. Кто же прав Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик? Чей путь кажется автору правильным?

Автор утверждает, что и пути «открывателей», и пути «осваивателей» нужны и полезны людям, но сила и красота человека проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого, победа эгоистичного начала в человеке делают несчастным прежде всего самого человека.

Почему автор показывает эти испытания героев один на один с природой?

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

IV. Заключительное слово учителя. Запись учащимися в тетради.

Учитель:  Автор через явления природы, через изображение отношения человека к природе стремится передать переживания и размышления человека, раскрыть взаимоотношения между людьми, пробудить в человеке желание быть лучше.

Пришвин, объясняя эту особенность своего творчества, писал: «Реализм, которым занимаюсь я, есть видение души человека в образах природы…»

V. Итог урока.

Какой вывод можно сформулировать? Какова основная идея?

Автор гордится детьми, радуется их победе над собой и верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди, достойная смена ушедшим на войну.

Каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы. Митраша избирает путь «открывателя». Горячность и опрометчивость побеждается настойчивостью, и он не падает духом. Во всём этом заложена авторская мысль о важности творческого начала в человеке, о необходимости поисков и открытий, о неизбежности трудностей и борьбе на пути к лучшему в жизни. Настя идёт проторенной дорогой, проверенной многими. Путь «осваивателя» более спокойный и лёгкий. Но и здесь победа возможна только тогда, когда человек не забывает о других. Настя сумела победить свою минутную слабость и была вознаграждена радостью встречи с братом.

Таким образом, в «Кладовой солнца» воплощена мечта писателя о сильных и мужественных людях, достойных хозяевах могучей природы, мечта о разумном и бережном отношении человека к величественной стихии.

Категория: Методические разработки учителей | Добавил: siteshkola20 (25.01.2011)
Просмотров: 15717
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024