Тема:
«Кладовая солнца». Образы главных героев.
Цель:
1) раскрыть характеры детей, Насти и Митраши.
2) выяснить отношение к ним
рассказчика.
Эпиграф записан на доске: «Я … пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.
Пришвин
I. Слово учителя.
Оценивая
мастерство писателя Пришвина, К. Паустовский писал: «Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от
времени, открывая всё новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии…»
М. М. Пришвин
обращается к жанру сказки, так как мудрая народная сказка с её постоянными
исканиями правды и смысла жизни, с её мечтой о совершенном человеке была для
писателя образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения.
Использование в произведении приёма слияния сказочного и реального позволило
писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его
ответственности перед всем живым на земле. Сказка пронизана верой писателя в
возможность осуществления этой мечты, если искать её воплощения в реальной
жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. (Зачитать эпиграф «Я…пишу о
природе, сам же только о людях и думаю».)
Перед нами
особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух
осиротевших детях. В основу положены приключения детей, случившиеся с ними в
течение одного дня в лесу.
Почему же
главными героями становятся дети?
Наша задача –
раскрыть характеры детей, выяснить отношение к ним рассказчика. Определить
основную идею произведения.
II. Работа учащихся в группе (10 минут).
Вопросы:
1. Что мы
знаем о Насте и Митраше? Как они жили без родителей?
2. Какими по
характеру были Настя и Митраша?
3. Чем похожи
герои и чем отличаются? Как характеризует рассказчик маленьких тружеников?
4. Докажите,
что рассказчик относится к ним с нежностью и любовью.
5. Почему
между детьми произошёл конфликт?
6. Кто прав
Настя или Митраша?
7. Чей же путь
кажется автору более правильным?
III. Коллективная работа с элементами дискуссии.
1. Разговор о
жизни детей. Внешность.
Дети отличаются самостоятельностью. Много
трудятся. Внешность самая обыкновенная.
- Какими по характеру были дети? Чем похожи и чем
отличались друг от друга? Как характеризует автор маленьких тружеников?
Настя и Митраша похожи друг на друга
трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Горячо любят своих родителей. Дети
были дружны, но Митраша любил верховодить. Настя была более уступчивой,
разрешала все ссоры.
- Как рассказчик относится к детям? Докажите, что с
нежностью и любовью.
Наличие уменьшительно-ласкательных
суффиксов. Во внешности Митраши подчёркивает силу, упорство, настойчивость.
Автор гордится детьми, сочувствует им, радуется их успехам.
Такими мы увидели детей. Так автор характеризует их к началу
тех событий, которые стали для них большим жизненным испытанием.
- Кто же прав Настя или Митраша? На чьей стороне
рассказчик? Чей путь кажется автору правильным?
Автор утверждает, что и пути «открывателей»,
и пути «осваивателей» нужны и полезны людям, но сила и красота человека
проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует
высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого, победа эгоистичного
начала в человеке делают несчастным прежде всего самого человека.
Почему автор
показывает эти испытания героев один на один с природой?
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же
только о людях и думаю».
IV. Заключительное слово
учителя. Запись учащимися в тетради.
Учитель: Автор
через явления природы, через изображение отношения человека к природе стремится
передать переживания и размышления человека, раскрыть взаимоотношения между
людьми, пробудить в человеке желание быть лучше.
Пришвин, объясняя эту особенность своего
творчества, писал: «Реализм, которым занимаюсь я, есть видение души человека в
образах природы…»
V. Итог урока.
Какой вывод
можно сформулировать? Какова основная идея?
Автор гордится детьми, радуется их победе
над собой и верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди,
достойная смена ушедшим на войну.
Каждому из героев удалось одержать победу
над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы. Митраша избирает
путь «открывателя». Горячность и опрометчивость побеждается настойчивостью, и
он не падает духом. Во всём этом заложена авторская мысль о важности
творческого начала в человеке, о необходимости поисков и открытий, о
неизбежности трудностей и борьбе на пути к лучшему в жизни. Настя идёт
проторенной дорогой, проверенной многими. Путь «осваивателя» более спокойный и
лёгкий. Но и здесь победа возможна только тогда, когда человек не забывает о
других. Настя сумела победить свою минутную слабость и была вознаграждена
радостью встречи с братом.
Таким образом, в «Кладовой солнца» воплощена
мечта писателя о сильных и мужественных людях, достойных хозяевах могучей
природы, мечта о разумном и бережном отношении человека к величественной
стихии. |