Вид проекта: информационный, игровой
Проблема: участие в «Фестивале народов мира».
Цель: организовать поиск информации о северных народностях
и провести исследование быта якутов; воспитывать уважение к традициям различных
народов.
Этапы:
-
работа с
источниками;
-
отбор
необходимого материала;
-
создание
сценария;
-
подготовка
декораций;
-
распределение
ролей.
Режим
работы: внеурочный.
Содержание:
-
традиционное жилище
якутов;
-
традиционная
одежда;
-
традиционная
пища.
Форма защиты: сценарий.
Способ объединения
результатов: выступление на
фестивале.
Результативность:
-
отобран
необходимый материал;
-
создан сценарий;
-
состоялось
выступление на школьной сцене, приуроченное к «Фестивалю народов мира».
Сценарий
выступления
На сцену
выходят дети-туристы с рюкзаками за
спиной.
Турист 1 (Т. 1):
Может, сделаем привал?
Турист 2 (Т. 2):
Давай (ставят рюкзаки
на пол). Что
это? (указывает на юрту).
(Т. 1):
Как что?! – Юрта –
традиционное жилище якутов.
Это каноническая постройка
из жердей, покрытых
глиной и урасой.
(Т. 2): Чем –
чем?
(Т. 1): Урасой.
Это береста.
(Т. 2): А где
же вход?
(Т. 1):
Это несложный вопрос:
у якутской юрты
вход всегда на
востоке.
Юрта открывается
и выходит из нее девочка
в якутском традиционном наряде.
Якутка 1 (Я.1):
Здравствуйте, добрые люди, сахалар
приветствует вас!
(Т. 2):
Какое интересное у
тебя имя.
(Я.1):
Это не имя,
а моя народность, я – якутка. А это
(указывает на юрту)
мой дом - дьиэ.
(Т. 1): Сахалар,
дьиэ, какой красивый
у тебя язык.
(Т. 2): И наряд
тоже очень интересный.
Расскажи нам о нем.
(Я. 1):
Это наша традиционная
одежда, она очень
теплая и имеет
много деталей. Сейчас
на мне сангыйах
-
меховой длинный кафтан,
ценящийся очень дорого .Обычно он
передается по наследству.
Я надеваю его
только по праздникам.
Он теплый и
не пропускает воздух.
Шапка тоже теплая. Видите, она
меховая, с плоским
суконным верхом, на
который нашита круглая
серебряная бляха - туосахта.
(Т. 1): У тебя
и сапоги, наверное,
очень теплые?
(Я. 3):
Да, потому что
меховые, из оленьей
шкуры.
(Т. 2): А как
они называются?
(Я. 3): Этэрбэс
( показывает их с
разных сторон ). Но
это еще не
все. Чтобы здоровье
было крепким, мы под сангыйах
надеваем длинные меховые
чулки кээнче, на них сыалдьыйа -
короткие кожаные штаны - натазники, а
поверх них -
меховой набрюшник. Все
это позволяет держать
тело в тепле
при очень низкой
температуре.
(Т. 1):
Твоя одежда не
только теплая, но
и очень красивая.
Расскажи нам о
своих украшениях.
(Я. 1):
Женский костюм мы
обычно украшаем вышивкой,
аппликацией, серебряными украшениями:
кыльдьыы (показывает
цепочки ), ытарнга ( показывает серьги ),
бэнгэх (показывает
браслеты ), бихилэх (показывает перстни ).
(Я. 2):
Но вы, наверное,
проголодались, я вас
сейчас угощу.
Подходит к
юрте и жестом
просит выйти девочку-якутку, которая
выносит кувшин с
простоквашей или молоком
в одной руке
и блюдо в
другой руке.
(Я. 2):
Угощайтесь, это наша
традиционная пища -
(подает кувшин) суорат,
т.е. простокваша из
коровьего молока, и
рыба (подает). К
сожалению, мы небогаты
и не можем позволить себе
традиционное блюдо из конины.
Но зато у
нас есть рыба.
Это тоже традиционное блюдо,
которое готовится самыми
разными способами: варится,
жарится, солится, замораживается и
заквашивается на зиму
в ямах (сыма), и даже
употребляется в сыром
виде. Но для
вас мы ее
пожарили. Приятного аппетита!
Туристы пробуют.
(Т. 2):
Очень вкусно, только
сильно холодно.
(Я. 2):
Пойдемте в дьиэ, погреемся
у осоха, т.е. у
очага (приглашает жестом).
Все уходят
в юрту.
Пеева М.В. в соавторстве с 8а классом |