Карточка №4. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запишите это слово рядом со словосочетанием, выделите приставку. 5 мин.
Расположенный у берега -
Задуматься на некоторое время -
Участок около школы -
Гнаться за кем-нибудь -
Слегка задеть что-либо -
Вызывающий восхищение, красивый -
Немного открыть окно -
Расположенный у дороги -
Спуститься с неба на землю –
Очень длинный -
Проверка.
Расположенный у берега. (Прибрежный).
Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
Участок около школы. (Пришкольный).
Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
Немного открыть окно. (Приоткрыть).
Расположенный у дороги (Придорожный).
Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
Очень длинный. (Предлинный).
Карточка №5. Творческий диктант. Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию, запишите эти слова, выделите приставку. 5 мин.
Пуговицу к пальто …
Чуть-чуть открыть …
Очень спокойный …
Участок рядом с берегом …
Нарушитель закона …
Край у моря …
Очень интересный …
Проверка.
Пришить, приоткрыть, преспокойный, прибрежный, преступник, приморье, преинтересный.
Тест
I вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
II вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
Ответы:
I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
8. Домашнее задание (на выбор).
1. Составить словарный диктант, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.
2. Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.
3. Написать заметку «Посадка деревьев» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо поработали. Очень многое повторили, выполнили различные задания. Перед вами на столе смайлики. С их помощью мы попробуем определить, чем для вас стал сегодняшний урок, был ли он интересным, полезным, необходимым или он показался вам сложным. Нарисуйте свое настроение.
Лист достижений
учени____6____класса__________________________
по теме «Правописание приставок пре- и при-»
|
Карточка №1
|
|
|
Карточка №2
|
|
|
Карточка №3
|
|
|
Карточка №4
|
|
|
Карточка №5
|
|
|
Лист достижений
учени____6____класса__________________________
по теме «Правописание приставок пре- и при-»
|
Карточка №1
|
|
|
Карточка №2
|
|
|
Карточка №3
|
|
|
Карточка №4
|
|
|
Карточка №5
|
|
|
Самооценка. Оцените свои знания. «5» - Я всё понял(а) и смогу объяснить другому. «4» - Не всё понял(а) на уроке, нужно обратиться за помощью. «3» - Я не понял(а) ничего.
Лирическое отступление. Чтение стихотворения С. Абдуллы.
Мы заканчиваем урок стихотворением, которое прочитает ученица Ф.И.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Спасибо всем за работу!
Дополнительный материал
При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.
Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).
Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.
А. Значение приставки пре-
|
Б. Значение приставки при-
|
|
|
|
1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный.
|
|
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать.
|
2. Приближение: приехать, придвигать.
|
|
2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.
|
3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный.
|
|
3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования.
|
4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.
|
|
|
5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать.
|
|
|
6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать.
|
|
|
7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться.
|
|
|