МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Понедельник, 29.04.2024, 03:11

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

«Правописание приставок пре- и при-»

Цель урока: закрепить и отработать навыки написания приставок пре- и при-.

Задачи:
Образовательные:

- показать условия правильного выбора букв е - и в приставках при-, пре-.

Развивающие:

- обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;

- отрабатывать навыки самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;

- создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к знаниям;

- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.

Планируемые результаты

Личностные:
            - формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

Предметные:

            - повторение правила написания приставок;

            - осуществление выбора в написании приставки пре-(при-) в зависимости от значения;

            -объяснение написания гласных в приставках.

Метапредметные:
            Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, способствовать развитию умения ставить цели, планировать действия, контролировать и оценивать себя.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать, развитие навыков монологической и диалогической речи, умение читать и извлекать полную информацию.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Методы и формы урока: частично-поисковый, наглядно-словесный, методы самостоятельной работы, индивидуальная, парная, групповая, взаимопроверка, проблемные задания, задания творческого характера, самоконтроль, анализ и оценка ответов учащимися.

Технологии урока: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.

Оборудование урока: раздаточный материал, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Мне только что пришло сообщение:

Пр…бываем в Ленинск-Кузнецкий на поезде, пр…ходящем ровно в 14.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, в 15.00 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре и При.

- В какой части слова пропущена буква?

- Как вы думаете, какую букву Е или И нужно вставить? (ответы детей)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (правописание приставок пре - и при-)

3. Постановка учебной задачи.

Запись темы урока.

- Чему мы должны сегодня научиться? (отличать написание приставки при - и пре-, закрепить и отработать навыки написания приставок пре- и при)

4. Повторение теоретического материала.

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

2. Выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения.

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок. 

5. Закрепление знаний умений и навыков учащихся.

3. Работа с текстом. Нам ребята с вами пришло вчера письмо от Клавы Ошибкиной, она рассказывает нам сказку. Давайте его прочтём. А письмо с ошибками! Исправьте ошибки.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на предорожный камень. Презадумался.

Проверка: приостановился, прикрикнул, преспокойно, прехорошенький, преграды, прилечь, прикоснулся, присел, придорожный, призадумался.

4. Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверка.

1 ряд. Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

2 ряд. Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.

3 ряд. Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.

5. Отредактировать текст.

Весь день шёл Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!».

6. Физминутка.

Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Перед следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: "Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

7. Диагностика уровня усвоения знаний.

6. Самостоятельная работа по карточкам

Карточка №1. Гласные в приставках пре- и при-. Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Заполните таблицу. Информацию ищите в стихотворении. 7 мин.

ПРИ-

 

ПРЕ

 

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

 

ПРИбежать

 

ПРЕлестный

 

ПРИклеить

 

ПРЕрвать

 

ПРИморский

 

 

 

ПРИгореть

 

 

Проверка.

ПРИ-

 

ПРЕ

 

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

 

 

Неполное действие

ПРИгореть

 

 

Карточка № 2. Учимся применять правило. Найдите "Четвертое лишнее" и выпишите его. 5 мин.

- превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

- приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

- приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

- преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Проверка.

- превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

- приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

- приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

- преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Карточка №3. Распределите словосочетания в нужную графу. 15 мин.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при

 

 

 

пре

 

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка.

при

 

 

 

пре

 

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

Категория: Методические разработки учителей | Добавил: shkola201594 (25.12.2017)
Просмотров: 2298
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024