МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 16.07.2024, 15:36

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Коммуникативная направленность уроков русского языка и литературы
За последние десятилетия современная русская речевая практика претерпела значительные изменения. Сложные глубинные преобразования в государственной и общественной жизни особым образом повлияли на культуру социума и каждого отдельного человека.
Исторический опыт предшествующих поколений свидетельствует, что уже в древних риториках важнейшим условием общей культуры народа, выразителем подлинно народного духа считалась культура языка, неразрывно связанная с культурой мышления. Вопросы речеведческой культуры, речевого взаимодействия всегда актуальны, так как слово находится в центре человеческой деятельности и потому является необходимым средством обогащения культуры отношений между людьми. Характеризуя современное состояние русского языка, отечественные филологи отмечают кризисные явления, связанные не с лингвистическим феноменом — языковой системой, а с феноменом социальным — функциональной стороной этой системы, то есть с уровнем языковых способностей отдельного человека и всего общества. Средний носитель (даже и с высшим образованием) обнаруживает подчас довольно слабое владение нормами речепроизводства, не умеет пользоваться богатствами языка, веками накопленным общенациональным языковым потенциалом. «Усреднённость» языка проникает в публичную речь, становится фактом парламентских дискуссий, вторгается в художественную литературу, публицистику. Язык испытывает на себе влияние таких негативных явлений, как засорение канцеляризмами, неуместными иноязычными заимствованиями, словесными штампами, просторечными словами. Поэтому сегодня развитие речевой культуры школьников должно рассматриваться и как средство оптимизации обучения, и, что не менее важно, как фактор воспитательного воздействия. Под обучением культуре речевого общения следует понимать не только обязательное соблюдение норм литературного языка, но и стремление к оптимальному выбору способов выражения для передачи своего высказывания, а также развитие умений реконструировать мысли и идеи из текстов (устных и письменных). Учителю-словеснику нужно поставить перед собой сверхзадачу: формирование культуры правильной, чистой образной речи школьников — и на каждом уроке делать шаг к решению этой насущной проблемы, Ибо истинная культура (общая и будущая профессиональная) немыслима без её важнейшего элемента — культуры речи. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью обучающихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность ответа, выразительность, Однако только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно в определённой системе, с опорой на лингвистические знания. Для современного этапа преподавания русского языка и литературы характерна коммуникативная направленность. Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими) — стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способа связи предложений в тексте и так далее; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учётом адресата, стиля. Особенность коммуникативно ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель формирования навыков общения, Очень важно, что путь к этой цели - практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность — это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения учителям русского языка необходимо в процессе обучения создавать условия для речевого общения. Их система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика коммуникативности и основной принцип преподавания, В чём же это выражается? Прежде всего, в организации учебного материала. Основу обучения связной речи составляют четыре группы понятий: текст, стили речи, типы речи, жанры. Ситуация урока снимает естественную коммуникацию речи. Есть только один способ избежать этого. Надо чтобы у обучающихся возникла потребность в коммуникации.
Чтобы приблизить условия обучения к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию.
В психолингвистике и методике понятие «речевая ситуация» получила широкое распространение и определяется как «совокупность условий речевых и не речевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие».
В этом понятии обычно различают две стороны: описываемую ситуацию и ситуацию общения. Структуру речевой ситуации определяют три вопроса: где протекает речь? (в официальной или не официальной обстановке), кому она адресована? (одному человеку или многим людям), какова цель, задача общения? (сообщение информации, воздействие на слушателя (читателя) или общение).
Тип речи определяется по общему, типовому значению высказывания, по тому, говорится ли в тексте о постоянных или одновременно наблюдаемых признаках (описание), о ряде сменяющих друг друга действий (повествование) или о причинно-следственных связях (рассуждение). Понятие типа речи существенно меняет методику обучения связной речи. В работе над текстом усиливается лингвистическое содержание, появляется конкретная учебная цель - дать некоторый круг лингвистических сведений и на этой основе научить строить определённый тип текста. Учителям русского языка следует развивать высший уровень речевой деятельности - продуктивную речь, особое внимание уделять наблюдению за готовым текстом, вычленяя из него изученные типы речи, разбирая их структуру и языковую форму, устанавливая способы и средства связи между предложениями, исправляя нежелательные повторы слов.
При обучении репродуктивной речевой деятельности (пересказам, изложениям) необходимо учить детей сначала определять типологическую структуру текста, а затем при пересказе её сохранять.
От того, как распорядится обучающийся своими знаниями в области типологии текста, в значительной мере зависит успех работы по повышению культуры речи, успешность его усилий, направленных на совершенствование собственного, индивидуального слога. В соответствии со школьной программой выделены три вида лингвистического анализа: I. Содержательно-композиционный.
(Ведущее понятие текст — его тема, основная мысль, микротема, абзац, план),
II. Стилистический. (Ведущее понятие функциональный стиль — его жанровые разновидности, стилистические ресурсы языка),
III. Типологический.
(Ведущее понятие функционально-смысловой тип речи, его структура — «данное» и «новое»).
Полный анализ текста представляет собой их сочетание.
1. Определение темы и основной мысли высказывания. 2. Стиль и тип речи. 3. Выделение в тексте фрагментов с типовым значением (повествование, описание, рассуждение). 4. Определение способов связи предложений. 5. Наблюдения над функционированием языковых средств.
Смысловой и типологический анализ текста помогают обучающимся присваивать чужое высказывание, сохранять его в памяти. Воспроизвести текст — это значит перевести, перекодировать внутреннюю речь во внешнюю, Выполнить операцию расчленения помогают знания о строении типа речи, о типовом значении темы и о способах выражения этого значения. Чтобы достичь цели, поставленной обществом перед школой: подготовить обучающихся к жизни, научить их речевому поведению в различных условиях и ситуациях, каждый урок сегодня должен быть средством общения, воздействия и убеждения.
Коммуникативная направленность обучения предполагает использование учебных ситуаций общения. Использование учебных ситуаций общения не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса детей к русскому языку.
Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся и учителя. В учебной деятельности важное значение приобретает общение обучающегося и учителя, речевая активность школьников на каждом уроке. В контакте с обучающимися учитель сообщает им новую информацию, дети, общаясь с педагогом и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.
Главным средством создания возможности общения на уроке признаётся специальная система ситуативных упражнений (их называют и коммуникативными). Каковы основные характеристики этих упражнений?
Это прежде всего коммуникативные целевые установки. Под установками в дидактике понимаются вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность обучающихся.
Под коммуникативной установкой подразумеваются те словесные действия учителя русского языка, которые организуют общение школьников, вовлекают их в коммуникацию. Учителю русского языка можно употреблять установки, требующие от детей умения выражать согласие, подтверждать сказанное, дополнять собеседника («согласитесь», «подтвердите», «продолжите сказанное»); установки, формирующие у обучающихся умение выражать своё отношение к явлениям, событиям, фактам («выразите радость (огорчение, сомнение, удивление)»), установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора («уточните, объясните, возразите»). Часто в одно задание включаются несколько установок, определяющих последовательность действий учащихся. Например: «подготовьтесь к диспуту, цель которого ответить на вопрос, поставленный в названии главы. Обдумайте свой ответ, найдите аргументы в защиту вашей точки зрения. Постарайтесь отыскать доказательства, защищающие противоположное мнение, попробуйте опровергнуть его, показывая ошибочность взглядов воображаемого собеседника».
При этом внимание обучающихся направлено не только на содержание высказывания, но и на то, что оно соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью, что указывается адресат и место высказывания, коммуникативная задача, - всё это, конечно, должно стимулировать не только речевую, но и познавательную деятельность школьников.
Особенность коммуникативных упражнений состоит и в том, что в них моделируются речевые ситуации — совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию. Речевая ситуация должна побуждать учащегося к высказыванию, вызывать потребность в общении.
Уходит в ситуацию и культура речи, та ступень, на которой рассматриваются нормы коммуникативно-целесообразного использования языковых средств. Учитывая значение, которое приобретает культура речи в нашей жизни, учителям русского языка необходимо включать в урок ортологический материал, что позволяет расширить лингвистический (филологический, гуманитарный) горизонт обучающихся, поможет понять правила его социального применения. Видами ортологической работы являются чтение публицистических, научных, деловых текстов, толкование слов и оценка контекста, в который они вводятся: сочинения — миниатюры, выполненные в разных стилях, редактирование.
Необходимо проводить и ортологический тренаж. Он уместен при объяснении нового материала, при закреплении и повторении, может состоять из различных заданий:
1. Орфографический диктант (10 — 15 слов), (орфографически трудные слова, распространённые ошибки учащихся, лексемы, вызывающие затруднения в написании и другое). 2, Орфоэпический диктант (10 слов), можно использовать «Орфоэпический словарь» под редакцией Ованесова. 3. Комплексный анализ кратких выражений «красивейший полувер» и тому подобное. 4. Пунктуационный диктант (1 — 3 предложения). Обучающимся даются задания образовать нужную грамматическую форму, дать толкование слову, составить синонимический ряд, подобрать антонимы, составить образные словосочетания.
Таким образом, в практике преподавания русского языка формируется целостная методическая система, опирающаяся на лучшие традиции развития связной речи и достижения современной лингводидактики, система, имеющая свои цели, содержание обучения, принципы организации учебного материала и технологию обучения.
Умение общаться в официальной обстановке, соблюдая формальный (официальный) и неформальные стили — это установить отношения, взять интервью (расспрос), спланировать совместные действия, обсудить результаты деятельности (как продуктивные, так и перспективные) дискутировать.
Дискутировать — значит не только выразить своё мнение, обозначить позицию и объяснить её, но и одобрить или осудить позицию оппонента: диспут - это рассуждение, спор, где пытаются доказать свою правоту. Для этого ученик должен быть в состоянии описать предмет обсуждения, сравнить его с чем-либо или с кем-либо, похвалить оппонента за что-либо, предложить иной ход обсуждения, указать на какие-то противоречия, оспорить тезис оппонента, возразить независимо от авторитетности мнения, осудить чей-либо поступок, поддержать чьё-либо мнение, отметить что-то ценное в высказываниях собеседника и так далее. Наша конечная цель — общение во всех формах и на всех уровнях (парном, групповом, коллективном) требует развития специальных умений. Для этого обязателен один этап — этап обучения общению. Общение ученика и учителя, учеников друг с другом всегда прослеживается в литературе — это диалог культур, цель которого — глубокое личностное осмысление литературного произведения (диалог людей), рефлексия ученика (диалог человека с самим собой). Какие же методические приёмы можно использовать, как реализовать идею диалога? В старших классах дети говорить на уроках литературы не хотят. Причин тому несколько: нет слов для того, чтобы выразить своё мнение; проблемы не касаются их лично, слишком абстрактны для них, а поэтому сказать им нечего; стесняются класса, учителя и так далее. Отсюда наша задача — найти в классической литературе ответы на вопросы, волнующие детей сейчас, в то же время выявить общечеловеческие проблемы, поставленные в произведениях.
Создать атмосферу живого общения поможет интересный вопрос, на который хотелось бы ответить.
Самоубийство Катерины — это слабость, неосознанный протест или единственный выход?
Осудить или оправдать Обломова вам хочется?
Горький, вслед за гуманистами Возрождения, ставит в центре мира человека. Согласны ли вы с ним?
Как объяснить слова Блока: «Я мог бы сжечь все свои произведения, кроме «Стихов о прекрасной Даме»!
Мы изучаем лирику Пушкина. В начале каждой темы, прежде чем говорить о том, чем была для Пушкина дружба, как он понимал свободу, как относился к жизни и смерти, можно попросить обучающихся дать своё определение дружбы, свободы, жизни и смерти, говорим о философской лирике Пушкина. Можно задать детям пушкинский вопрос: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?».
Проблемные вопросы рождают споры. И тут немало сил нужно потратить на то, чтобы научить школьников культуре спора. Своё мнение учитель высказывает последним. Каждый урок литературы — это диалог с поэтом, писателем. Диалог культур лежит в основе интереснейшей формы урока — творческого зачёта, которого, в отличие от обыкновенного зачёта, с нетерпением ждут ученики.
Творческий зачёт — это урок-праздник. Обычно он завершает большую тему. На зачёте дети должны показать свои знания, умение строить ответ, выразительно читать стихи, анализировать поэтические и музыкальные произведения, раскрыть актёрские и режиссёрские способности. Так как это зачёт, то в нём принимают участие все. Класс делится на группы, каждая примерно за месяц до зачёта получает задание и распределяет его между всеми членами команды. Определённая тема требует своих заданий.
Предлагаем те, которые используются почти всегда:
- Из какого произведения эти строки? - Кому из героев принадлежат данные слова? - Какому поэту принадлежат следующие строки? - Представьте обложку произведения или немую сцену из него (другие команды должны назвать произведения). - Составьте мини-композицию по стихам поэта. Дайте ей название, подберите музыку.
- Поразмышляйте над стихотворением.
- Напишите подражание или своё литературное произведение, связанное с темой творческого зачёта.
- Напишите несколько ассоциаций к стихам так, чтобы другие команды могли угадать стихотворение (это может относиться и к прозе).
- Музыкальный или художественный конкурс (например, исполнить музыкальное произведение, написать анализ одного из стихотворений А. С. Пушкина, нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Фета).
- Театральный конкурс (отрывок из прозаического произведения, сцена или монолог из драмы).
Уроки литературы должны воспитывать хороший вкус, формировать тонкое эстетическое чувство. Плохо подготовленные задания, неотрепетированные сцены, невыразительное чтение стихов просто недопустимы. Современный учитель литературы почти на каждом уроке, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения обучающихся на какую-либо проблему.
В любом случае, на подобном уроке должен присутствовать характерный признак - межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию.
Особенно популярны дискуссии на основе групповых работ. На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, своё решение проблемы.
Какие типы дискуссий существуют?
Первый тип: структурированная или регламентированная дискуссия. Смысл дискуссии — «малые» группы изучают какую-либо «частную» проблему (вопрос).
Роль учителя — в начале урока формулирует общую проблему занятия перед классом (выдвигает возможные гипотезы по её решению).
Определяет и регламентирует структуру малых групп и структуру тех знаний, которые каждая группа должна «добыть» в ходе урока.
Состав группы — ведущий, задача — организовать обсуждение проблемы, привлечь членов группы.
Аналитик — задаёт вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи.
Протоколист — фиксирует всё то, что относится к проблеме, он же представляет позицию группы в заключительной части урока.
Наблюдатель — даёт оценку участия каждого члена группы. Второй тип: дискуссия с элементами игрового моделирования.
Смысл этого занятия в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определённого социального лагеря.
Третий тип: дискуссия проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определённой теме. На уроках литературы не обойтись без игр. Игры бывают деловые, ретроспективные и тренинговые. Деловая игра моделирует события (героя, писателя, журналиста).
Игра - обсуждение, в которой воссоздаётся воображаемая ситуация со спором, дискуссией, К ним можно отнести диспуты, симпозиумы учёных, круглые столы, киностудии, телемосты. Такая игра состоит на учебном диалоге.
Игра - исследование - где ситуация современности основана на индивидуальных действиях «героя», который писал этот очерк, фрагмент книги, письмо, газетную статью, даже говорил.
Ретроспективная игра (встречается термин «реконструктивная»), - это ролевые и не ролевые.
Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей: театрализованные представления, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.
В театрализованной игре происходит «оживление» картин, затем идёт обсуждение этих сцен всем классом.
Проблемно-дискуссионная игра, Здесь лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. И в игре спор участников сводится к минимуму.
Деловая игра с элементами ретроспективности. Это могут быть участники: современники, очевидцы событий, которые «встречаются» с потомками для обсуждения важных вопросов.
Игра — весёлое занятие, противопоставляющее скуке и бессмысленному
разрушению конструктивную деятельность, Это торжество свободы, выявление творческих сил человека, источник психического здоровья. Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в неё элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Если сложный теоретический вопрос решается путём диалога сторонников различных точек зрения, если школьники выступают в качестве журналистов, актёров, писателей, исследователей, если стоит вопрос: кто быстрее, лучше, интереснее выполнит задание - это уже игра. И она часто продуктивнее других форм работы. На уроке словесности учитель должен стать организатором игровой деятельности, направляющим учеников к цели. От него требуются уважение к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция на ход игры. На таких уроках возможна только педагогика сотрудничества, и нет места авторитарности.
Игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу. В игре всегда происходит соревнование. Но цель учебной игры — не выявление победителя, а приобретение знаний каждым участником.
Чтобы не допустить деления учеников на талантливых и «серых», учитель подберёт игры, требующие проявления разных способностей: быстроты реакции, широты эрудиции, памяти, эмоциональной чуткости, точности слова и так далее. Тогда одни ученики окажутся победителями в одном соревновании, другие — в другом, и не будет полностью проигравших.
Итак, игра на уроке словесности — не цель, а средство развития способностей, творчества учащихся.
Проявляя себя в общении, личность выступает как личность коммуникативная.
У каждого человека свои индивидуальные показатели участия в различных видах речевой деятельности. Кто-то легко и много говорит, кто-то любит много читать. Один прекрасно владеет импровизацией в говорении, другому нужна более тщательная подготовка, третьи быстро улавливают основную мысль собеседника в разговоре, четвёртые любят писать письма и вести дневники и так далее. Одни любят спорить, участвовать в дискуссиях, другим нравится рассказывать анекдоты, третьи с увлечением читают классическую литературу, четвёртые - прессу, пятые обожают поучать,
шестые убеждены, что их призвание - развлекать. У каждого есть свои коммуникативные потребности, вкус и интерес к определённым речевым жанрам, который определяется и познавательным опытом. Кроме того, важную роль играет то, насколько говорящий (пишущий, слушающий), читающий подкованы риторически - владеют риторикой коммуникативного поведения - риторическими знаниями и умениями.
Коммуникативная личность — человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению,
Важное место в структуре коммуникативной личности занимает такой показатель, как отношение к партнёрам по общению. Указанные показатели служат для характеристики коммуникативной личности. У каждого человека они свои, обусловленные его опытом, знаниями, образованием, профессией, образом и стилем жизни.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Пасов, Е,И. Коммуникативный метод в обучении иностранного языка [Текст] / Е.И. Пасов — М.:Просвещение, 2000.
2. Коробков, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории [Текст] / М.В. Коробков — М.:Владос, 2002.
3. Альбеткова, Р.И, Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст] / Р.И. Альбеткова — журнал «Литература в школе», 2002. 4, Павлова, З.А. Уроки проверки знания текста художественного произведения [Текст] / З.А. Павлова — журнал «Литература в школе», 1999. 5. Филиппова, О.В. Коммуникативная личность (содержание, понятия и методика работы на уроке риторики) [Текст] / О.В. Филиппова — журнал «Литература в школе», 2000.
Категория: Методические разработки учителей | Добавил: siteshkola20 (19.12.2011)
Просмотров: 4620
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024