МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 14.05.2024, 13:03

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Интегрированный урок "Осень в красках и звуках"
Тема: «ОСЕНЬ В КРАСКАХ И ЗВУКАХ»
Цели:
- формировать эстетическую отзывчивость на красоту осеннего леса в процессе комплексного использования различных видов искусства;
- научить сравнивать и анализировать произведения художников, музыкантов, поэтов;
- развивать навыки работы в цвете (теплая, холодная гамма), создавать на листе бумаги цветовые композиции осеннего пейзажа на основе прослушанных музыкальных произведений;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.
Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация.
Зрительный ряд: Репродукции картин художников – пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», Ю. Кугач «золотая осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», методические пособия по цветоведению.
Музыкальные ряд: П. Чайковский «Синтементальный вальс», Антонио Вивальди «Осенняя серия», Г. Свиридов «Весна-Осень». Литературный ряд: Н. Кончаловская «Осень», Г. Грабарь «Сон», Н. Греков «Осень», И. Бунин «Листопад», З. Федоровская «Осень», Н. Рыленков «Осень». Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Объяснение нового материала.
Занятие проводится двумя педагогами.
Между летом и зимой
Все впадает в сон:
Засыхает зверобой, опадает клен.
Дуб морозцем опален, спать сурки идут…
Люди этот самый сон осенью зовут.
Г. Грабарь «Сон» (отрывок)
Учитель. Тема нашего урока «Осень в красках и звуках».
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или спешная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…
Дети. Пейзаж!
Учитель. Как вы думаете, о каком виде изобразительного искусства мы будем говорить сегодня на уроке?
 Дети. О пейзаже.
Учитель. Правильно! Картины природы – лес, долины, луга, написанные художником, называют «пейзажами». От французского слова «пей», что означает – страна. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Любовь к нашей родной стране показана в картинах русских художников И. Левитана, В Поленова, И. Остроухова (обращает внимание на репродукции картин художников). Художников, изображающих природу называют пейзажистами. Пейзаж – это не только изображение природы. Художник рисует состояние природы, время дня и ночи, время года. Он передает свои мысли, чувства, свое отношение к тому, что он изображает. У каждого времени года свои традиции. Сегодня мы поговорим с вами об осеннем пейзаже. Какие чувства вызывают у вас пейзажи, которые вы видите? (дети дают краткую характеристику). Пейзаж может вызвать у нас грусть, радость, печаль. Как разнообразна осень, так и каждый художник находит для ее изображения свои краски. Осень бывает разная: светлая, радостная и звонкая в теплые дни, с тишиной и прохладой. Когда в тишину осени врывается ветер и все приходит в движение, то вокруг темнеет и становится холодно, деревья шумят, ветки клонятся к земле, как бы прося у нее защиты. Ветер нагоняет тучи, идет дождь, и порой такой сильный, что кажется – он затопит всю землю. С помощью каких красок художник создает пасмурную и солнечную погоду? Давайте послушаем, а что же об осени писали в своих стихотворениях поэты? Послушаем и попробуем сравнить, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках, соотнести поэтические строчки с произведениями художников. Пейзаж картины И. Остроухова «Золотая осень» будет более понятен, если прочитать следующие стихи: Помедли, осень, на опушке года –
С походкой мягкой рыжая лиса.
Пусть скупо светит солнце с небосвода,
Зато сияют рощи и леса.
В такую пору мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса,
Чтоб мы верней ценили год от году
Проникновенной осени природу.
Н. Рыленков
Картина И. Левитана «Золотая осень» и стихи Н. Кончаловской «Осень»:
Как много, много раз
Осенний лес воспет.
К раздумью каждого из нас
Зовет багряный цвет.
Он щедр, он звонок, он горяч!
Хоть он печалит всех,
Как скрипки неутешный плач
Сквозь затаенный смех.
Но в этот раз идет она, осенняя пора,
Особой прелести полна,
Особенно пестра.
Или картина В. Поленова «Золотая осень» и стихи З.Федоровской «Осень»:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: - Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
И между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, как оконца…
Русские композиторы как и художники, поэты любили создавать образы осенних пейзажей в своих музыкальных произведениях, передавая красками музыки ее красоту, грусть и печаль. Тихо падают осенние листья, создают разноцветный ковер, и он уже не бесшумный, а шуршит под ногами. Хочется наклониться, взять их в охапку и подбросить вверх и закружиться в вальсе.
(Звучит «Сентиментальный вальс»).
-Отчего этот вальс так лиричен, грустен?
- Какие еще вы можете подобрать слова к настроению этого вальса?
- А к какой из предложенных картин этот вальс подходит? Почему?
- А теперь послушайте, как менялось настроение у композитора, пока он наблюдал смену месяцев года.
(Г. Свиридов «Весна. Осень»)
Выберите из предложенных характеристик те, которые передают музыкальный характер осени! (На доске слова: лиричная, светлая, нежная, грустная, мягкая, взволнованная, тоскливая, успокаивающая, резкая, стремительная. И др.) Как видим осеннее настроение музыка берет из тех осенних дней, которые она приносит, которые приносят осенние месяцы – солнечная, теплая осень – одно настроение, дождливая, унылая – другое. А теперь переходим к практической работе.
III. Практическая работа. Какого цвета осень? Перед вами краски и небольшие листы бумаги. Послушайте музыку. Попробуйте цветом передать состояние осенней природы. Вам необходимо написать на плоскости листа фон, представив осенний пейзаж, который вы будете рисовать позже на следующем уроке, то есть заполнять полученный фон изображением предметов. Дети выполняют работу без предварительного рисунка. Главный акцент делается на колористическую гамму рисунка. Итог урока Сегодня на уроке мы учились с помощью цвета передавать общее состояние осеннего дня, слушали стихи, музыку, рассматривали пейзажи художников. Музыка, живопись, поэзия, используя различные средства изображения (слово, звук и цвет, способны передать разные состояния осеннего пейзажа: грусть, печаль, праздничность, торжественность. Лист бумаги, на котором вы выполнили фон для осеннего пейзажа, будет нами использован на следующем уроке.
IV. Задание на дом. Сделать фотографии осенних деревьев или подобрать открытки и иллюстрации.
Категория: Методические разработки учителей | Добавил: shkola20-lk (11.11.2009)
Просмотров: 3171
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024