МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 16.07.2024, 15:31

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Имя существительное как часть речи
Тема:  имя существительное как часть речи
Цели: Обобщить знания об имени существительном как части речи.
           Развивать орфографическую зоркость.
           Развивать память, интерес к родному языку.
           Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
 Оборудование: Карточки с текстом из книги: Романовский С. «Родине».  1990.,
 карточки с надписями: имя существительное, часть речи, предмет, кто? что?,  ж.р., м.р., ср.р. ,изменяется по числам, главный и второстепенный член предложения, иллюстрации с изображением леса, моря, реки.
 Ход урока.
 1.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
 2. Минутка чистописания
Напишите буквы, обозначающие звуки
 [Ч], [а], [с], [т],  [р], [э], [ч], [и].
какое словосочетание получилось?
сегодня мы начинаем изучать новый раздел науки о языке «морфология». Вспомним, что изучает данный раздел? (изучает слово как часть речи)

3. Письмо по памяти
Прочитайте текст.
     Он без рук, он без ног
     Из земли пробиться смог
     Вас он летом, в самый зной
     Ледяной поит водой.  (Родник)
- какие встретились орфограммы? Объясните их написание.
- кто догадался, что это?
- Что такое родник? Где можно увидеть родники?
- Повторное чтение текста про себя.
- проговаривание текста коллективно
- самостоятельное проговаривание текста
- запись текста по памяти.
- подберите однокоренные слова к слову родник (род, родина, родничок, родня, родной, народ)
- подберите синонимы к слову родник (ключ, источник)
- слова  какой части речи встретились больше всего?
- Сегодня мы вспомним все, что уже знаем об имени существительном.

 4. Работа по обобщению ранее изученного материала
Вы сказали, что в тексте преобладают имена существительные, значит имя существительное часть речи (появляется карточка – «Часть речи»)
Назовите имена существительные, которые встретились в тексте (рук, ног, земли, летом, зной, водой).
-что они обозначают? (предметы, состояния, явления) – (карточка – «предмет»)
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Имя существительное в нашу речь вошло.
Как его узнаем? Спросим: Кто? И что? (карточка с вопросами)
Посмотрите на Что изображено?  (лес, река, море)
Чем отличаются эти слова? (они разного рода)
Существительные бывают женского, мужского, среднего рода (вывешивается карточка)
Что общего между словом родник и всеми этими картинками? Как красива природа нашей родины.

5. Работа над развитием речи.
Перед вами карточка - рассыпанный текст. Составьте части в нужном порядке. Запишите текст
_________________________________________________________________________
На Руси родники пользовались почитанием, были местночтимыми. За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливались навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетенный-сшитый из бересты.__
_____________________________________________________________
- Пейте досыта, люди добрые!
Родниковая вода – самая чистая и целебная.
- Пейте, звери и птицы! Всем хватит.
_______________________________________________________________
Из-за родников-живунов реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми.

Там, где родники погибали, земля сиротела.

 
В каком числе употребляется слово родник? (во множественном)
Как изменяется имя существительное? (карточка – «изменяется по числам»)
Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Какую роль выполняет имя существительное? (является подлежащим)
Просмотрите текст. Везде ли существительные являются подлежащими?
(Дети выбирают примеры из текста, где существительное – второстепенный член предложения: на Руси, за родниками…)
Вывод: Существительное в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом (вывешивается карточка)
Сколько родников было на Руси? А сейчас их становится все меньше и меньше. Как относились люди к родникам? Почему? Было бы замечательно, если бы вы, ребята тоже заботились о родниках, о лесах, цветах, о природе.
Запишите свои предложения. Как вы могли бы охранять родную природу.
Чтение полученных предложений.
На доске открывается текст:
Беречь природу.
А как ее беречь природу-то?
Так, как берегли наши предки:
Не брать у природы лишнего.

 6 Итог
Сегодня мы с вами говорили об имени существительном. Что такое имя существительное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?
Давайте посмотрим какая у нас получилась таблица:
Существительное
Часть речи
Предмет
Кто? Что?
Имеет род
Изменяется по числам
Подлежащее, второстепенный член предложения.
 На следующих уроках мы продолжим знакомство с частью речи- именем существительным.
Дома: найдите текст, где говорится о природе нашей Родины, запишите его и подчеркните все существительные.
Категория: Методические разработки учителей | Добавил: siteshkola20 (25.10.2011)
Просмотров: 2379
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024