Диалоговые уроки как средство организации субъектно-субъектных отношений в процессе обучения русскому языку
Современное
изменение социального заказа общества к образованию приводит к переходу школы
от унифицированного обучения к вариативному, от информационно-репродуктивных
методов к технологиям личностно-ориентированной педагогики.Традиционные субъектно-объектные отношения
учителя и учащихся в учебном процессе мало соответствуют требованиям
субъектно-субъектных отношений.
Длясовременных технологий личностно-ориентированного образования учащийся
является полноценным субъектом учебного процесса, которыйоказываетнепосредственноевлияние напостроение и содержание учебного процесса.
Ему присущи деятельность, внутренняя активность, самоценность, избирательность,
индивидуальность, целостность. Позиция субъекта обнаруживается при безграничном
инициативном развитии способностей к активным, внутренне детерминированномым
действиям. Существенным признаком субъектасчитают его сознательность и самостоятельность. Как раз эти качества в
полной мере присущи современному ребенку.
Одной из эффективных форм
взаимодействия учащихся и учителяявляется диалог. В диалоге или диалоговых ситуациях наиболее ярко
раскрываетсяравноправие субъектов
учебного процесса.Диалог на урокепредполагает размышления его участников,их отношения к обсуждаемому.
Диалог как форма организации
учебного процесса в школе отвечает ряду требований и принципов его организации.
Мы считаем, что наиболее полно и содержательнопринципы построения учебного диалогараскрыты в работах Е.Е.Семенова, который в качестве определяющих
принципов выделил следующие:
·Принцип
эрудированности и устремленности к поисковой деятельности;
·Принцип
взаимодействия двух илиболее смысловых
позиций;
·Принцип
равноправия;
·Принцип
устремленности к диалогу;
·Принцип цели
диалога;
·Принцип
взаимообогащения;
·Принцип
многогранности истины;
·Принцип непредрешенности
истины;
·Принцип монолога.
Диалог является важным средствомформирования диалогического мышления
учащихся. Эти формы общенияпозволяют
ученику быть активным соучастником добывания знаний.Неоспоримым достоинством диалога является то,
что он побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения на обсуждаемую проблему,
приучаетк уважительному, терпимому
отношению к позиции других участников диалога.
Для начала диалогового урока важна форма
предъявлениянового языкового понятия,
которое стимулировало бы начало диалога.Одной из форм такого предъявления может быть определение нового
материала через решение проблемных ситуаций, проблем.
Например, на первом уроке по теме «Части речи»
учащимся можно предложить найти существенный признак, позволяющий
классифицировать данные слова как части речи. Далееосуществляется анализ предложенной учащимися
классификации, и определяютсяграмматические категории длякаждой части речи.
Начать урок-диалогможно по-разному.Например, на одном
из уроков, посвященных изучению предложения как синтаксической единицы,
учащимся был предложен в качестве одного из вопросов для обсуждения вопрос:
«Что такое предложение?». На заданный вопрос были получены разные ответы детей:
- «… это несколько слов»
- «… этосообщение о чем-то»
- «… это законченная мысль» и другие.
Полученные ответы позволяют судить о
том, что понятиео предложении у
учащихся еще не сформировано, но на этом этапе дети уже имеют о нем
представление.Основываясь на полученных
результатах, учитель продолжает начатую работу, которая теперь будет строиться
вокруг полученных ответов учащихся. То есть полученное толкование на дальнейшем
этапе будет предметом обсуждения, отправной точкой в открытии содержания
понятия, отправной точкой в формировании лингвистического понятия о предложении
как синтаксической единице.
Использование диалоговых уроков при
изучении нового материала строится на личностных представлениях детей об
изучаемых понятиях, на высказывании детских предположений и индивидуальных
смыслов.
Это во многом объясняет то, что
такой подход к изучению новогоставит
своей целью не научение ребенка выполнятьтолько те или иные типы заданий, не насыщение его информацией, а
призвана, в первую очередь, научить детей организовывать учение как своюиндивидуальную деятельность,обеспечивающую познание нового, которое
представляет собой развивающийся процесс. Познание нового описывается в
соответствующих терминах,отражающих
его природу и смысл.
Таким образом, результатом учения является
формирование нового знания на основе раскрытия его смыслов и овладение
умениями, связанными с новым понятием.