МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Вторник, 16.07.2024, 15:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Диалог в личностно-ориентированном образовательном процессе

   Проблемы личностно-ориентированного образования вызывает интерес у российских педагогов. Изменились требования к выпускнику школы. Теперь он рассматривается не как безликий носитель знаний, умений и навыков, но как личность, способная творчески преобразовывать действительность, выстраивать свой личностный мир.
В связи с этим меняется и сам образовательный процесс: его сущность, содержание, технологии, закономерности коммуникации между учителем и обучающимся. Позиция учащегося сегодня представляет собой позицию субъекта, на паритетных с учителем началах участвующего в процессе своего образования. Коммуникация между ними приобретает характер диалога, неизменно затрагивающего личностный опыт учащегося, систему личностных смыслов и ценностей. Преобразовывается само учебное содержание. Оно становится полем межличностного общения, происходящего с учетом диалога. Соответственно содержанию обновляются и образовательные технологии, внутренняя сущность которых также представляет собой диалог, обеспечивающий адекватный развитию личности способ образования.
Бесспорно, сама идея о связи диалога с личностным подходом к ребенку не нова. Ей уделяли внимание философы и педагоги Античности, Возрождения, Нового времени. Важное место она занимает в наследии русских мыслителей. «Истина, - по словам М.М. Бахтина, - не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения».
В современном опыте диалоговая концепция обучения наиболее интенсивно развивается философами и педагогами школы диалога культур. Создатель авторской школы диалога культуры С.Ю. Курганов отмечает, что любая «точка зрения» для человека конца 20 века становится уже не точкой, а границей спорящих культурных миров. Современная математика выстраивается на границе нескольких видений числа, множества, бесконечности: в физике элементарные частицы изучаются в диалоге двух взаимодополнительных определений: волнового и корпускулярного и т.д.
Упоминание о диалоге содержится в работах, посвященных определению общих путей перехода школ к личностно-ориентированному образованию или исследованию той или иной стороны обучения: использование диалога в педагогике сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик и др.), в системе личностно-развивающего (Л.В. Занков, И.С. Якиманская и др.), проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.И. Машбиц и др.) и т.д.
Если рассматривать диалог на уроке как особую по содержанию совместную деятельность педагога и учащихся, обнаруживающую их субъективность, смыслодеятельность, то в этой логике под педагогическими приемами организации диалога можно рассматривать осознанные действия педагога – операции, направленные на реализацию его замысла и выстроенные в контексте педагогической деятельности как опосредствованные действия, связанные с порождением, проявлением и развитием личностных смыслов участников совместной деятельности. Выделение педагогических приемов организации диалога на уроках (проектных, нормативных) может быть связано с определенными этапами разворачивания совместной деятельности педагога и учащегося:
 √ подготовительный – проектные приемы, связанные с подготовкой педагога к ситуации погружения учащихся в диалог;
√ актуализация личностных смыслов – проектные приемы, направленные на порождение, проявления и оформление первичных смыслов педагога и цчащихся;
            соорганизация личностных смыслов – проектные приемы, способствующие выстраиванию работы с рефлексивными ответами учащихся и включению их представлений в иное содержание совместной деятельности;
            разворачивания личностных смыслов – проектные приемы, ориентированные на создание взаимнодополнительных разных смыслов участников совместной деятельности; нормативные приемы: изложение информации, алгоритмизация, предъявление конкретных методик и технологий работы с учебным предметом.
            индивидуализация личностных смыслов – проектные приемы, способствующие проявлению специфики смыслопорождения участников совместной деятельности.
В таблице представлена последовательность использования учителем тех или иных приемов и средств, определяющихся последовательностью этапов деятельности учащихся при изучении нового материала.
 
Этапы деятельности учащихся
Приемы организации деятельности учащихся
Средства реализации приемов
Функции приемов в парадигме диалогового обучения
Этап первона-чального про-чтения текста изучаемого материала
Прием первона-чального комменти-рования текста
Вопросы к тексту: вопросы-срав-нения, вопросы-интерпритации, вопросы-умозак-лючения
Прием первоначального комментирования текста посредством ответов на вопросы позволяет уже на первом этапе работы «запустить механизм» личностного оценивания, с самого начала конструктивно организовать процесс в рамках раздела программы
Этап анализа текста
Прием использования разноуровневых заданий
Задания проблем-ного, частично-поискового, иссле-довательского характера
Прием использования разноуровневых заданий позволяет каждому обучающемуся выбирать объем и темп продвижения вперед, «включить» в диалог, учащихся с разным уровнем коммуникативных умений и навыков.
Этап написания сочинения
Прием составления разноуровневых тем сочинения
Темы проблемного, частично-поис-кового, исследова-тельского харак-тера
Прием составления разноуровневых тем сочинения позволяет создать условия для индивидуального выбора, соответствующего личностным запросам, уровню самостоятельности мышления и желаемой степени творческой независимости учащихся
 Например, при изучении в 7 кл. темы «Виды трения», учащиеся пишут сочинения на темы: Речь прокурора: «Я обвиняю господина трения», Речь адвоката: «Я защищаю господина трение». Для организации продуктивного диалога необходим определенный запас знаний у учащихся, свободное владение физическими терминами, поэтому при работе необходимо при работе необходимо использовать приемы, которые обеспечивают тренировочную деятельность: соответствующие вопросы, алгоритмы решения задач и выполнения лабораторных работ, тестовые задания.
Кроме того, на уроках необходимо создать атмосферу взаимопонимания, демонстрировать веру в учеников, поощрять их участие в диалогах, уважительно относиться к ошибочным утверждениям.

О.Н. Чернышева, учитель физики

Категория: Методические разработки учителей | Добавил: siteshkola20 (03.10.2011)
Просмотров: 1539
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024