Проблемы
личностно-ориентированного образования вызывает интерес у российских педагогов.
Изменились требования к выпускнику школы. Теперь он рассматривается не как
безликий носитель знаний, умений и навыков, но как личность, способная
творчески преобразовывать действительность, выстраивать свой личностный мир.
В
связи с этим меняется и сам образовательный процесс: его сущность, содержание,
технологии, закономерности коммуникации между учителем и обучающимся. Позиция
учащегося сегодня представляет собой позицию субъекта, на паритетных с учителем
началах участвующего в процессе своего образования. Коммуникация между ними
приобретает характер диалога, неизменно затрагивающего личностный опыт учащегося,
систему личностных смыслов и ценностей. Преобразовывается само учебное
содержание. Оно становится полем межличностного общения, происходящего с учетом
диалога. Соответственно содержанию обновляются и образовательные технологии,
внутренняя сущность которых также представляет собой диалог, обеспечивающий
адекватный развитию личности способ образования.
Бесспорно,
сама идея о связи диалога с личностным подходом к ребенку не нова. Ей уделяли
внимание философы и педагоги Античности, Возрождения, Нового времени. Важное
место она занимает в наследии русских мыслителей. «Истина, - по словам М.М.
Бахтина, - не рождается и не находится в голове отдельного человека, она
рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического
общения».
В
современном опыте диалоговая концепция обучения наиболее интенсивно развивается
философами и педагогами школы диалога культур. Создатель авторской школы
диалога культуры С.Ю. Курганов отмечает, что любая «точка зрения» для человека
конца 20 века становится уже не точкой, а границей спорящих культурных миров.
Современная математика выстраивается на границе нескольких видений числа,
множества, бесконечности: в физике элементарные частицы изучаются в диалоге
двух взаимодополнительных определений: волнового и корпускулярного и т.д.
Упоминание
о диалоге содержится в работах, посвященных определению общих путей перехода
школ к личностно-ориентированному образованию или исследованию той или иной
стороны обучения: использование диалога в педагогике сотрудничества (Ш.А. Амонашвили,
С.Л. Соловейчик и др.), в системе личностно-развивающего (Л.В. Занков, И.С.
Якиманская и др.), проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.И.
Машбиц и др.) и т.д.
Если
рассматривать диалог на уроке как особую по содержанию совместную деятельность
педагога и учащихся, обнаруживающую их субъективность, смыслодеятельность, то в
этой логике под педагогическими приемами организации диалога можно
рассматривать осознанные действия педагога – операции, направленные на
реализацию его замысла и выстроенные в контексте педагогической деятельности
как опосредствованные действия, связанные с порождением, проявлением и
развитием личностных смыслов участников совместной деятельности. Выделение
педагогических приемов организации диалога на уроках (проектных, нормативных)
может быть связано с определенными этапами
разворачивания совместной деятельности педагога и учащегося:
√ подготовительный – проектные приемы, связанные с
подготовкой педагога к ситуации погружения учащихся в диалог;
√ актуализация личностных
смыслов – проектные
приемы, направленные на порождение, проявления и оформление первичных смыслов
педагога и цчащихся;
√ соорганизация личностных смыслов – проектные приемы, способствующие
выстраиванию работы с рефлексивными ответами учащихся и включению их
представлений в иное содержание совместной деятельности;
√ разворачивания личностных смыслов – проектные приемы, ориентированные на
создание взаимнодополнительных разных смыслов участников совместной
деятельности; нормативные приемы: изложение информации, алгоритмизация,
предъявление конкретных методик и технологий работы с учебным предметом.
√ индивидуализация личностных смыслов – проектные приемы, способствующие
проявлению специфики смыслопорождения участников совместной деятельности.
В
таблице представлена последовательность использования учителем тех или иных
приемов и средств, определяющихся последовательностью этапов деятельности
учащихся при изучении нового материала.
Этапы
деятельности учащихся
|
Приемы
организации деятельности учащихся
|
Средства
реализации приемов
|
Функции
приемов в парадигме диалогового обучения
|
Этап первона-чального
про-чтения текста изучаемого материала
|
Прием
первона-чального комменти-рования текста
|
Вопросы
к тексту: вопросы-срав-нения, вопросы-интерпритации, вопросы-умозак-лючения
|
Прием
первоначального комментирования текста посредством ответов на вопросы
позволяет уже на первом этапе работы «запустить механизм» личностного
оценивания, с самого начала конструктивно организовать процесс в рамках
раздела программы
|
Этап
анализа текста
|
Прием
использования разноуровневых заданий
|
Задания
проблем-ного, частично-поискового, иссле-довательского характера
|
Прием
использования разноуровневых заданий позволяет каждому обучающемуся выбирать
объем и темп продвижения вперед, «включить» в диалог, учащихся с разным
уровнем коммуникативных умений и навыков.
|
Этап
написания сочинения
|
Прием
составления разноуровневых тем сочинения
|
Темы
проблемного, частично-поис-кового, исследова-тельского харак-тера
|
Прием
составления разноуровневых тем сочинения позволяет создать условия для
индивидуального выбора, соответствующего личностным запросам, уровню
самостоятельности мышления и желаемой степени творческой независимости
учащихся
|
Например,
при изучении в 7 кл. темы «Виды трения», учащиеся пишут сочинения на темы: Речь
прокурора: «Я обвиняю господина трения», Речь адвоката: «Я защищаю господина
трение». Для
организации продуктивного диалога необходим определенный запас знаний у
учащихся, свободное владение физическими терминами, поэтому при работе
необходимо при работе необходимо использовать приемы, которые обеспечивают
тренировочную деятельность: соответствующие вопросы, алгоритмы решения задач и
выполнения лабораторных работ, тестовые задания.
Кроме
того, на уроках необходимо создать атмосферу взаимопонимания, демонстрировать
веру в учеников, поощрять их участие в диалогах, уважительно относиться к
ошибочным утверждениям.
О.Н. Чернышева,
учитель физики |