МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Среда, 15.05.2024, 07:34

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Школьная жизнь [4]
Методические разработки учителей [62]

Главная » Статьи » Методические разработки учителей

Литературное чтение в начальной школе
   Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. Литературное чтение призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. В своё время К.Д. Ушинский говорил: «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное — вот в чём главное дело». С этой целью в нашей школе в начальных классах проводятся факультативные занятия «Грамотный читатель».
   Среди произведений всех литературных жанров особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика, работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов. Это объясняется прежде всего специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы, «в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора» (Словарь русского языка АН СССР - М: Русский язык, 1986-т: 2, с.186) В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя, его отношения к каким-либо событиям, фактам, явлениям, картинам природы, торжественным событиям в истории нашей страны.и т.д. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера, по данным психологов, развита недостаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому главное направление работы учителя при чтении лирических стихотворений состоит в том, чтобы разбудить, развить эмоции и чувства ребёнка, добиться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому тексту. Для этого учеников необходимо вовлекать в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Такой деятельностью может стать выразительное чтение лирического стихотворения. Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передаёт своё понимание и свою оценку читаемого. Первичный синтез основан на чтении любого произведения самими учащимися, т.е. это их восприятие. А на стадии анализа идет углубленное понимание произведения. Для выявления идейно-художественного своеобразия произведения проводится подробный анализ. С этой целью используются различные приемы:
• выборочное чтение отдельных строф, слов по заданию учителя;
• нахождение образных средств художественного произведения;
• беседа-размышление;
• стилистический эксперимент;
• анализ через цвет;
• иллюстрирование текста (словесное, музыкальное);
• нахождение композиционных элементов, ключевых слов, рифма, размер стиха;
• определение образа лирического героя;
• подготовка к выразительному чтению.
   Итогом работы над стихотворением является заучивание наизусть, выразительное чтение с иллюстрированием, написание сочинения по стихотворению на заданную тему. На уроках ведем тетради, в которых составляем словарь литературоведческих терминов, проводятся творческие работы, составляется план; инсценируем, сопоставляем художественное произведение с кинофильмом и т.д. Таким образом, такая работа над художественным произведением воспитывает думающего читателя, способного воспринимать литературу как жанр искусства.
Категория: Методические разработки учителей | Добавил: shkola20-lk (19.06.2008) | Автор: Иванова О.В.
Просмотров: 1216
Форма входа

Поиск

Важные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024