МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова"
Ленинск-Кузнецкий городской округ

Воскресенье, 19.05.2024, 12:49

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Главная » 2024 » Апрель » 30 » Советы психолога при кибермошенничестве
Советы психолога при кибермошенничестве
11:36

Психологический портрет жертв телефонного мошенничества


  Согласно результатам исследования, группу риска, подверженную манипулятивному воздействию телефонных мошенников, составляют люди:
 возраста 50+,
 с выраженными ценностями безопасности,
 с образом мышления наивного оптимиста,
 с высоким самоконтролем,
 ставящие интересы группы выше собственных,
 склонные к сотрудничеству.

Основные способы взаимодействия мошенников со своей жертвой:

Коды манипуляций, применяемых мошенниками:
1. Создание эмоциональной зависимости. Эти коды используются для того, чтобы вызвать у другого человека чувство вины, страха или обязательства.
2. Создание иллюзии необходимости. Эти коды используются для того, чтобы заставить другого человека думать, что он обязан что-то сделать.
3. Создание иллюзии важности. Эти коды используются для того, чтобы заставить другого человека думать, что то, что манипулятор хочет, является очень важным.
4. Создание иллюзии выбора. Эти коды используются для того, чтобы заставить другого человека думать, что он имеет выбор, хотя на самом деле выбора нет.
5. Создание иллюзии согласия. Эти коды используются для того, чтобы заставить другого человека думать, что он согласен на что-то, хотя на самом деле он этого не хочет.
6. Создание иллюзии справедливости. Эти коды используются для того, чтобы заставить другого человека думать, что то, что манипулятор хочет, является справедливым или правильным.
7. Создание иллюзии единства. Эти коды используются для того, чтобы заставить другого человека думать, что он и манипулятор находятся в одной команде или имеют общую цель.
8. Создание иллюзии контроля. Эти коды используются для того, чтобы заставить другого человека думать, что манипулятор контролирует ситуацию или имеет большую власть.


 

Пользуясь низким уровнем финансовой грамотности населения:

 мошенники используют специфическую терминологию,
 создают иллюзию срочности или безотлагательности конкретных действий,
 угрожают мнимой уголовной ответственностью за разглашение банковской тайны, блокированием счета, арестом денежных средств при отказе сообщать личные сведения.
  Любые способы преодоления опасной ситуации, которые предлагаются жертвой, мошенники искусно обесценивают.
     Например, мошенники убеждают жертву, что перевод денежных средств на карту другого человека приведет к списанию всех денежных средств с его карты, а в случае звонка в банк возникшая проблема не решится, поскольку
его службы не обладают нужными инструментами, при этом потраченное на такой звонок время, как и любое прерывание мобильного соединения, приведет к потере денег.
На этапе перевода и получения денежных средств мошенники призывают клиента к помощи. Они предлагают принять активное участие в поимке сотрудника, по вине которого были скомпрометированы личные данные, отключено СМС-информирование или произошли еще какие-либо изменения персональной информации.
Эта ситуация позволяет мошенникам развивать два основных сценария.

   Первый сценарий будет реализовываться, если жертва демонстрирует высокий уровень владения средствами электронного платежа. В этом случае мошенники сообщают, что нужно создать специальный защищенный счет, куда жертва должна будет перевести все свои денежные средства, или продиктовать специальные коды из смс-уведомления.
   Второй сценарий разрабатывается для тех, кто не обладает такими техническими возможностями, — им предлагается посетить отделение банка и совершить перевод через банкомат.
В навязанном телефонном разговоре необходимо обращать внимание на психологические признаки использования методов социальной инженерии или иного воздействия.

 Социальная инженерия – это манипулирование людьми, в том числе психологическое.
 Цель – заставить их совершить определённые действия или сообщить конфиденциальную информацию.
 Социальная инженерия используется в 92% кибератак на физлиц и в 37% кибератак на компании. Социальная инженерия также является основой телефонного мошенничества.

Признаки использования методов социальной инженерии:
 ведение диалога по типу «суфлера»,
 использование заученных фраз,
 смена ролей от представителей кредитных организаций до сотрудников правоохранительных органов,
 призывы к помощи поймать преступников.

 


Речевые манипуляции, используемые телефонными мошенниками:


 использование образа авторитетного лица, которое не позволяет безразлично относиться к его словам;
 использование образов попавших в беду близких людей, что вызывает у потерпевших сильные эмоции, чувство сопереживания;
 использование эффекта неожиданности, что создает ощущение растерянности;
 прямое или косвенное указание на ограниченность времени для принятия решения;
 использование конструкции «или-или» («или вы переводите средства, или ваш внук будет посажен в тюрьму» и т.д.);
 «перетасовка» как упоминание только положительных или отрицательных фактов и умалчивание противоположных.

Просмотров: 35 | Добавил: shkola201594
Форма входа

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Важные ссылки















Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024